Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не желай дома своего ближнего, не желай… его раба… его быка и т.д.»

Среди Десяти заповедей одна вызывает наибольшие трудности для тех, кто начинают соблюдать Тору, а именно последняя: «Не желай дома своего ближнего, не желай… его раба… его быка и т.д.» — Не желай! Раньше переводили более экспрессивным глаголом: не возжелай! ­чтобы подчеркнуть страстность природы самого чувства, которое заключается в жгучем, неодолимом стремлении получить вещь, принадлежащую другому. На иврите — ло тахмод, точный перевод — не увлекайся, не влачись за этим (слово того же корня, что и хамуд, привлекательный, приятный видом).

Но как можно приказать сердцу? Разве оно в нашей власти? И еще одна трудность: другие девять заповедей предполагают некоторое действие или запрет на действие: «не делай себе идола», «почитай своих отца и мать», «не кради»; а здесь — от какого действия нам приказано отклониться? От мысли? Но мысль — не действие, не поступок! И если даже приравнять ее к поступку, разве можно ее контролировать? Недаром говорят: свободный как мысль, полет мысли, сердцу не прикажешь.

Автор комментария «Эвен Эзра» поясняет: если человек поставит себе за правило всегда и везде правильно относиться к чужому владению (в оригинале написано «установит в своем сердце»), то ему никогда не придет в голову страстно чего-то хотеть. Когда мне известно, что определенная вещь вне досягаемости моих рук, я не могу ее «возжелать». В этом и заключается средство от нарушения заповеди: прежде чем в моем сердце загорится огонь желания получить, скажем, дом моего соседа, я заранее знаю, что мне этим домом ни при каких обстоятельствах не обладать, даже если у меня вполне хватает средств этот дом у своего соседа купить. Подобно тому как сын крестьянина никогда не будет мечтать о свадьбе с царской дочкой, так и я представляю, что чужая вещь, которая может оказаться предметом моей страсти, никогда не станет моей. Это то, что называется самовнушением.

Автор другой книги, «Бейт Алеви», приводит пример того же рода. Чтобы человек не попал в рабскую зависимость от своего влечения к чужому имуществу, надо на пути этого влечения поставить надежный заслон — страх. Предположим, человека пожирает неодолимый огонь желания обладать чужой вещью. Огонь надо срочно потушить. Для этого нужна вода. Ближайшая вода — в реке, но река скована льдом. Человек бежит к полынье и вдруг чувствует, что его ноги скользят по льду. Сейчас он упадет — и переломает себе кости. Нет сомнения, что при подобном самовнушении любой пожар в душе затихает. Страх одолевает огонь страсти.

Так создан человек: даже «придуманный» страх очищает душу от запретной жажды обладания. Что тогда говорить с страхе настоящем! Если Тора приказывает нам: «не возжелай» — значит, средство преодолеть это пагубное чувство у человека есть. И действительно, кто боится нарушить Тору и совершить постыдное действие (или помыслить постыдные мысли), тот выйдет победителем в вечной войне человека против своих врагов ­страстей и неконтролируемых желаний. Надо знать, что нет на этой войне ни перемирия, ни мирных переговоров, ни компромиссов. Или страсти делают нас своими рабами, или мы властвуем над ними. Все, что диктует нам необузданное сердце, превращает нас из свободных людей в невольников. И единственное наше оружие — страх превратиться в безвольное существо.

«Не ходите за своим сердцем» — призывает нас Тора. Эти слова, включенные в молитву «Шма», мы читаем по нескольку раз в день. Контролируйте свое сердце. Не давайте ему «возжелать».

Мудрейший из людей, царь Шломо, сказал (Мишлей 16:6): «Страхом перед Всевышним уклоняется (человек) от зла»

Теперь два слова о практической стороне вопроса. Еврейский закон звучит так (приводим его исключительно в качестве иллюстрации): человек, увидевший красивую картину, утварь, этрог или лулав (для исполнения заповеди, заметьте!), симпатичную квартиру и пр. и решивший приобрести понравившийся ему предмет, но видящий, что хозяин предмета не склонен продавать его ему, и только если «надавить» на хозяина, тогда есть вероятность, что тот уступит и продаст, — такой человек, обдумывающий планы, как устроить подобную сделку, нарушает заповедь «не желай дома своего ближнего». Даже если он собирается заплатить полную стоимость. Дальше если в результате переговоров ему не удастся склонить хозяина к продаже!

У закона есть много частных случаев. Например, запрещено

уважаемому лицу пытаться купить у другого человека вещь, если известно, что тот продаст ее исключительно из нежелания обидеть уважаемое лицо или из-за боязни осрамиться в глазах общества. Ни при каких обстоятельствах не покупайте то, что продается вам по единственной причине — чтобы вас не обидеть. Даже у друзей или родственников.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?