Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди Песаха, Шабата, освящения месяца и др.

151-я заповедь — повеление проверять также виды акрид по признакам пригодности в пищу, разъясненным в Торе: «…У которых есть пара голеней над ступнями, чтобы скакать по земле» (Ваикра 11:21).

Эта заповедь выполняется подобно тому, как объяснено относительно предыдущей (т.е. заповедь заключается в исследовании видов акрид на пригодность в пищу). А стих, в котором выражено это повеление — Его речение «Это однако можете есть: всякое летучее насекомое, ходящее на четырех… и т.д.» (там же).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Хулин (59а, 65а-66а).

152-я заповедь — повеление проверять рыб на наличие признаков пригодности в пищу, которые разъяснены в Торе, в Его речении: «Таких можете есть из всего, что в воде: всех, имеющих плавники и чешую» (Ваикра 11:9). И ясно сказано в трактате Хулин (66б), что тот, кто ест нечистую (некашерную) рыбу, «преступает заповедь “делай” и заповедь “не делай” (НД 173), ведь из того, что сказано: “Таких можете есть…”, следует, что других нельзя есть, а запрет, вытекающий из заповеди “делай” — та же заповедь “делай”».

Итак, прояснилось, что Его речение «Таких можете есть из всего, что в воде…» — это заповедь «делай».

И когда мы говорим, что это — заповедь «делай», имеется в виду, как было упомянуто, что нам повелевается исследовать виды рыб на наличие у них упомянутых признаков и определять: эта разрешена в пищу, а эта — нет, подобно сказанному в Писании: «Отличайте же и вы скот чистый от нечистого и птицу нечистую от чистой…» (Ваикра 20:25).

А поскольку «отличить… чистое от нечистого» можно только по указанным признакам, проверка каждого из четырех типов признаков — признаков домашних и диких животных, признаков птиц, признаков акрид и признаков рыб — является самостоятельной заповедью. И мы уже привели изречения мудрецов, называющих заповедью «делай» каждое из этих четырех повелений в отдельности.

Законы, связанные с выполнением заповеди проверки видов рыб на наличие признаков пригодности в пищу, разъясняются в третьей главе трактата Хулин (59а, 66-67б).

153-я заповедь — повеление, которым Он, да будет Он превознесен, заповедал нам освящать начало нового месяца и определять продолжительность месяцев и лет. И это заповедь кидуш аходеш (освящение месяца). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Этот месяц вам — начало месяцев» (Шмот 12:2). И объясняя это, мудрецы говорят (Рош ашана 22а): «“Этот месяц вам…” — вам передано определение начала месяца».

Однако это заповедь не передана для исполнения каждому индивиду.

Наступление Шабата, свидетельствующего о шести днях Сотворения, может определить каждый человек, самостоятельно отсчитывая шесть дней и отдыхая на седьмой. Может быть, подобно этому, каждый увидевший новый месяц сам установит себе рош ходеш (день новомесячья) или каждый сам будет вести расчет месяцев, определяя их начало, а когда заметит, что весна задерживается (или увидит какое-то другое явление, влияющее на расчет), то сам прибавит к году дополнительный месяц? Но эта заповедь выполняется только Великим Санхедрином и только в Земле Израиля. И поскольку у нас нет Санхедрина, мы не можем принимать свидетелей, увидевших новый месяц, подобно тому, как мы не можем совершать жертвоприношения в отсутствие Храма.

И в отношении этого заблуждались еретики, называемые здесь, на востоке, караимами. Да и не все, следующие за мудрецами, ясно сознают этот принцип; и они воспринимают эту заповедь на ощупь, во мраке и темноте.

Знай, что установить календарь, которым мы сегодня пользуемся, определяя начало месяцев и дни праздников, можно было только в Земле Израиля.

Лишь в крайнем случае, когда мудрецы были изгнаны из Земли Израиля, разрешалось суду, рукоположенному в Земле Израиля, устанавливать високосные года и определять начало месяцев, находясь вне Израиля, как это делал, согласно разъяснению Талмуда (Брахот 63а), раби Акива. Но с этим связаны большие проблемы, и известно, что почти всегда Великий Санхедрин находился в Земле Израиля, и мудрецы Санхедрина собирались вместе и, следуя принятым у них способам расчета, определяли начало месяцев и устанавливали високосные годы.

И в этом заключен один из величайших принципов нашей религии, который понимают и осознают только наиболее глубокие исследователи. Когда мы сегодня, вне Земли Израиля, согласно имеющемуся у нас календарю, выделяем определенный день и говорим, что этот день рош ходеш или праздник, мы ни в коем случае не устанавливаем праздник согласно нашим подсчетам. Но этот день будет рош ходешем или праздником только потому, что так некогда постановил Великий Санхедрин в Земле Израиля. И только потому, что мудрецы Санхедрина провозгласили определенный день в будущем рош ходешем или праздником, он становится рош ходешем или праздником независимо от того, установили ли они это при помощи расчетов или же принимая показания свидетелей, увидевших новый месяц.

И так передано нам по традиции (Рош ашана 25а): «“Праздники Ашема, которые вы должны называть священными днями” (Ваикра 23:2) — нет других праздников, кроме этих». Другими словами, праздники — это только те дни, которые мудрецы Санхедрина провозгласили праздниками (т.е. они «назвали» эти дни «священными днями»), — даже если мудрецы ошиблись, даже если они действовали под принуждением, даже если они заблуждались, как рассказывается в предании.

И сегодня мы ведем подсчеты по календарю, только чтобы определить, какой день установили для праздника жители Земли Израиля, поскольку они устанавливают день тоже по этому календарю, а не по показаниям свидетелей. Но мы полагаемся на день, установленный в Земле Израиля, а не на свой подсчет; и мы ведем свой подсчет только чтобы узнать те дни, которые уже были определены. И это необходимо хорошенько понять.

И еще разъясним: если представить, например, что все евреи покинут Землю Израиля (да не совершит Б-г такого, ведь Он обещал, что не уничтожит полностью и не лишит корней остаток Своего народа), и не будет там суда мудрецов, и не будет заграницей суда, рукоположенного в Земле Израиля, — в таком случае наши подсчеты совершенно нам не помогут, ведь мы можем устанавливать вне Земли Израиля високосные годы и определять начало месяцев только при упомянутых условиях, как мы разъяснили — ибо «из Сиона выходит Тора, и слово Ашема — из Иерусалима» (Йешая 2:3).

И если тот, кто в полной мере знаком с высказываниями Талмуда на эту тему, вдумается в них, ему станет понятно, что дело обстоит, вне всякого сомнения, в точности, как мы разъяснили.

И в самих словах Торы есть намеки, указывающие на порядок, согласно которому мы устанавливаем високосные года и новомесячья. К таким указаниям относится Его речение (Шмот 13:10): «И соблюдай этот устав (речь идет о празднике Песах) в установленный для него срок из дней в дни». И объясняют мудрецы (Мехильта дэраби Шимон бар Йохай): «Сказано так, чтобы научить, что в високосный год дополнительный месяц добавляется перед Песахом (поскольку Тора повелевает, чтобы Песах всегда приходился на “установленный для него срок” — дни весны, то, если весна запаздывала, добавляли перед нисаном — месяцем Песаха — дополнительный месяц адар, и год становился високосным)». И говорят мудрецы (там же): «Откуда известно, что решение добавить месяц принимается только днем и что день новомесячья освящается только днем? Из того, что Тора сказала: “Из дней в дни”.

И сказал Он, да будет Он превознесен: “Из месяцев года” (Шмот 12:2). И толковали мудрецы (Мегила 5а): “Месяцы учитываются при подсчете года, а дни не учитываются”, т.е. добавляется только целый месяц (но не отдельные дни).

И сказал Он: “Месяц дней” (Бемидбар 11:21). Толковали мудрецы (там же): “Дни учитываются при подсчете месяца, а часы не учитываются”.

И сказал Он: “Соблюдай месяц весны (нисан) и совершай Песах…” — следовательно мы обязаны, чтобы в нашем году месяцы совпадали с определенными сезонами, как при солнечном календаре.

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в первой главе трактата Санхедрин (10б-13б), в трактате Рош ашана (7а,8б,18-26а,30б,31б) и также в трактате Брахот (30б,63а).

154-я заповедь — повеление отдыхать в Шабат. И об этом Его речение: “А в день седьмой отдыхай” (Шмот 23:12). И это повеление повторено в Торе несколько раз. И Он, да будет Он превознесен, разъясняет, что это воздержание от работы обязательно и для нас, и для нашего скота, и для наших рабов.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Шабат и в трактате, посвященном законам праздничных дней (Бейца).

155-я заповедь — повеление освящать Шабат при его наступлении и на его исходе, произнося слова о величии этого дня и почете, которым он окружен, и о том, что этот день выделен из всех предшествующих ему и следующих за ним.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Помни день Шабата, чтобы освящать его” (Шмот 20:8), — т.е. помни о святости, уникальности и величии этого дня. И это повеление произносить кидуш (освящение).

Сказано в Мехильте (Итро): ““Помни день Шабата, чтобы освящать его” — освящать его благословением”. И разъясняют мудрецы (Псахим 106а): ““Помни день Шабата, чтобы освящать его” — над вином”.

И еще сказано: “Освящать его”, когда он наступает, и “освящать его”, когда он уходит». Иными словами, авдала (благословения, произносимые на исходе Шабата) — тоже часть заповеданного нам освящения Шабата.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Песахим (100-107а,117б) и в нескольких местах трактатов Брахот (20б,26б,27б,29а,33аб,51б,52аб) и Шабат (119б,150б).

156-я заповедь — повеление устранить квасное из наших владений в 14 день месяца нисана. И это заповедь ашбатат сеор (удаления закваски). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Удалите закваску из своих домов » (Шмот 12:15). А мудрецы называют эту заповедь также биур хамец (устранение квасного).

В трактате Санхедрин Иерусалимского Талмуда (5:3) говорится, что тот, кто в Песах хранит квасное, «нарушает и заповедь “делай” и заповедь “не делай”: “делай”, поскольку не устранил его — а ведь написано “Удалите закваску из домов ваших” — и “не делай”, ведь написано “Семь дней закваска не должна находиться в ваших домах” (Шмот 12:19).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, уже разъяснены в начале трактата Песахим (4б-8а,10-15б,20б).

157-я заповедь — повеление с наступлением ночи 15-го нисана рассказывать об исходе из Египта, каждый рассказчик в меру своего умения. И достоин похвалы каждый, кто длит свое повествование, умножая рассказы о величии сделанного Ашемом для нас: о том, как Ашем отплатил египтянам, угнетавшим и притеснявшим нас, — и прославляя Его, да будет Он превознесен, за все совершенные для нас милости. Так сказали мудрецы (Агада шель Песах): “Умножающий рассказ об исходе из Египта достоин похвалы”.

А стих, в котором содержится эта заповедь, — Его речение, да будет Он превознесен: “И расскажешь своему сыну в тот день: ради этого (т.е. ради исполнения заповеди пасхального седера) совершил все это Ашем при моем выходе из Египта” (Шмот 13:8). И истолковывают мудрецы (Мехильта): “И расскажешь своему сыну…” — может быть, начиная уже с первого дня месяца нисана? Тора говорит: “В тот день” (т.е. в день исхода — 15-го нисана). Если в “тот день”, то может быть, днем? Тора говорит: “Ради этого…” — рассказ должен вестись, когда перед тобой лежат маца и горькая зелень». Иными словами, с наступлением ночи обязан начать рассказ.

И говорится в Мехильте: «Поскольку сказано “И если спросит тебя твой сын…” (там же 13:14), может быть, если он спросит, ты ему расскажешь, а если не спросит, то не расскажешь? Но Тора сказала: “И расскажешь своему сыну…” — даже если он не спрашивал у тебя. Может быть, только если есть сын? Откуда известно, что человек должен рассказывать и другим, и даже самому себе? Тора говорит: “И сказал Моше народу: “Помните этот день, в который вы вышли из Египта, из дома рабов…” (там же 13:3), — т.е. повелел “помнить этот день”, подобно сказанному (Шмот 20:8): “Помни день Шабата, чтобы освящать его” (т.е. как человек обязан освящать Шабат даже в одиночестве, так и тот, у кого нет слушателей, обязан в пасхальную ночь рассказывать об исходе из Египта)”».

И известны слова мудрецов (Агада шель Песах): «Даже если все мудры, все разумны, все знают Тору, заповедано рассказывать о выходе из Египта».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Песахим (115б-118а).

158-я заповедь — повеление есть мацу в ночь 15-го нисана вместе с пасхальным ягненком или без него. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «С вечера ешьте мацу» (Шмот 12:18). И истолковывая, сказали мудрецы (Песахим 120а): «“С вечера ешьте мацу” — Писание вменило это в обязанность». И уже разъяснено в трактате Песахим (28б), что вкушение мацы в первую ночь Песаха — обязанность, в остальные дни Песаха — по желанию.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Песахим.

159-я заповедь — повеление отдыхать от работы в первый день Песаха. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И в первый день — священное собрание…» (Шмот 12:16). И необходимо знать, что везде, где Ашем сказал «священное собрание», имеется в виду «освящение» определенного дня (Рош ашана 32а), а «освящение» заключается в воздержании от работы, кроме той, что связана с приготовлением пищи, как разъяснено в Писании.

И мы уже упоминали высказывание мудрецов (Д 90,135): «Отдых — это заповедь “делай”». Иными словами, в каждый из дней, о которых Ашем сказал, что это дни «отдыха», Он как бы повелел прекратить работу и отдыхать. И стих «Шабат (дословно “дни отдыха”) Ашема» (Ваикра 23:38) относится ко всем праздникам, имеющим статус йом това.

И во многих местах Талмуда (Шабат 25а, Бейца 8б) сказано: «Йом тов — и заповедь “делай”, и заповедь “не делай”». Имеется в виду, что повеление отдыхать в каждый йом тов — заповедь «делай», а запрет работать в этот день — заповедь «не делай»; поэтому каждый, кто совершает в этот день запрещенную работу, преступает и заповедь «делай», и заповедь «не делай».

Законы этого отдыха разъясняются в трактате, посвященном праздникам (Бейца).

Сто шестидесятая заповедь — повеление отдыхать в седьмой день праздника Песах. И об этом Его речение: «И в седьмой день — священное собрание» (Шмот 12:16).

161-я заповедь — повеление вести счет дней омера (49 дней со второго дня Песаха до праздника Шавуот). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И отсчитайте себе со дня после отдыха, со дня приношения вами омера возношения, семь недель, полными да будут они, до дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней» (Ваикра 23:15-16).

Знай, что подобно тому, как Санхедрин, согласно разъясненному выше (Д 140), обязан вести счет лет до йовеля, год за годом и семилетие за семилетием, так каждый из нас обязан вести счет дням омера, день за днем и неделю за неделей, — ведь Он сказал: «Отсчитайте пятьдесят дней» и сказал: «Семь недель отсчитай себе» (Дварим 16:9).

И подобно тому, как подсчет лет и семилетий — одна заповедь, как мы разъясняли, так и сфират аомер (подсчет омера) — одна заповедь. И все, кто составлял перечень заповедей до меня, посчитали ее одной заповедью, и сделали верно.

И пусть изречение мудрецов «Заповедь вести счет дней и заповедь вести счет недель» (Менахот 66а) не заставит тебя по ошибке подумать, что это — две заповеди, ведь в любой заповеди, состоящей из нескольких действий, каждое из них является выполнением этой заповеди. Вот если бы мудрецы сказали: «Эти слова Писания подтверждают, что вести подсчет дней — заповедь, а эти слова Писания подтверждают, что вести подсчет недель — заповедь», тогда бы здесь действительно было две заповеди. И не укроется от того, кто различает нюансы в языке мудрецов, что если говорится: «Обязанность делать это и это», то совершенно не значит, что каждое из указанных действий — отдельная заповедь.

И ясным доказательством служит то, что мы каждый вечер при счете омера ведем и счет недель, говоря: «Сегодня столько-то дней и столько-то недель омера». Но если бы подсчет недель был самостоятельной заповедью, мы бы называли количество недель только в конце каждой семидневки, и тогда бы произносили два благословения: «…Который освятил нас Своими заповедями и повелел считать дни омера» и «…повелел считать недели омера», а ведь мы так не делаем. Поэтому заповедь — считать дни и недели омера, как Он повелел.

И женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Читайте обзор на тему Повелительные заповеди Субботы


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?