Из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Рамбам
Всматриваясь в приведенный ранее перечень заповедей, мы увидим, что среди заповедей есть такие, выполнение которых возложено не на отдельного человека, а на всю общину Израиля, например, заповеди построить Храм, поставить над народом царя, истребить потомство Амалека (Д 20,173,188) и т.п.
Есть также заповеди, хотя и обязывающие отдельного человека, но только в том случае, если он совершит определенный поступок или окажется в определенной ситуации, — таковы, например, заповеди о жертвах, приносимых за невольные прегрешения (Д 68-72) или за умышленные грехи (Д 71-72). Однако, человек может прожить всю жизнь и не совершить ни одного из таких поступков, и не оказаться в ситуации, когда он обязан выполнять эти заповеди.
И к подобным заповедям также относятся законы, приведенные нами, — например, законы о рабе-еврее, рабыне-еврейке и рабе-иноземце (Д 32-235), законы о «безвозмездно принявшем на хранение» и о «взявшем вещь взаймы» (Д 42,244) и другие, упомянутые выше. Может случиться, что человек проживет всю жизнь, ни разу не столкнувшись с этими законами, и он не будет обязан выполнять эти заповеди.
И есть заповеди, которые выполняются только, когда существует Храм, например, принесение праздничных жертв и жертв всесожжения (Д 52-53), заповедь собирать весь народ по истечении субботнего года (Д 6) и некоторые другие, приведенные в перечне.
И есть заповеди, которые обязаны выполнять только обладатели земельных наделов, например, заповеди об отделении установленных десятин и трумот от нового урожая, а также заповеди о выделении даров коэну и доли урожая для бедных: лекет, пэрет, шихеха, пэа и олелот (см. Д 20-136). И если у человека нет земельных владений, то он не обязан выполнять эти заповеди; и, возможно, за всю свою жизнь не сможет выполнить ни одну из них.
Однако благотворительность (цедака) не относится к таким заповедям, потому что заповедь о цедаке обязан выполнять даже бедняк, сам живущий на благотворительные пожертвования, как мы разъясняли (Д 95). Итак, существуют заповеди, которые непременно обязывают каждого человека — в любую эпоху, в любой стране и при любых обстоятельствах, например, заповеди о цицит и тфилин (Д 12-14) или соблюдение Шабата (Д 54). Заповеди, относящиеся к этому роду, называются «заповедями, которые обязывают каждого», поскольку они обязывают любого еврея, достигшего совершеннолетия, — в любую эпоху, в любой стране и при любых обстоятельствах, как мы указали.
И, просматривая эти 248 заповедей «делай», мы обнаружим, что 60 из них относятся к заповедям, обязывающим каждого еврея, который подобно большинству своих собратьев живет в доме, вкушает общепринятую среди людей пищу, например, хлеб или мясо, вступает в деловые отношения с другими людьми, женится, производит детей и т.д.
И вот эти 60 заповедей, в том порядке, как они приведены нами в самом перечне заповедей:
1. Первая — верить в Б-га.
2. Вторая — верить, что только Он — Б-г.
3. Третья — любить Б-га.
4. Четвертая — трепетать перед Ним.
5. Пятая — служить Ему.
6. Шестая — «прилепиться» к мудрецам Торы.
7. Седьмая — клясться Именем Б-га.
8. Восьмая — уподобляться Ему в меру наших возможностей.
9. Девятая — освящать Имя Б-га.
10. Десятая — читать «Слушай, Израиль».
Десятую заповедь женщины не обязаны выполнять.
11. Одиннадцатая — изучать Тору.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
12. Двенадцатая — налагать тфилин на голову.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
13. Тринадцатая — налагать тфилин на руку.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
14. Четырнадцатая — делать кисти (цицит) на краях одежды.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
15. Пятнадцатая — устанавливать мезузы на косяках своего дома.
16. Восемнадцатая — написать свиток Торы.
И эту, восемнадцатую, заповедь женщины не обязаны выполнять.
17. Девятнадцатая — благословение после еды с хлебом.
18. Двадцать шестая — биркат коаним (коэнское благословение).
Эту заповедь выполняют только коэны мужского пола.
19. Тридцать вторая — почитать коэнов.
20. Пятьдесят четвертая — веселиться в праздники.
21. Семьдесят третья — исповедоваться перед Б-гом.
22. 94-я — выполнять принятые на себя обязательства.
23. 143-я — передавать коэнам часть от зарезанного скота.
24. 146-я — шхита.
25. 147-я — покрывать кровь после шхиты.
26. 149-я — признаки кашерности скота.
27. 150-я — признаки кашерности птиц.
28. 152-я — признаки кашерности рыб.
29. 154-я — отдыхать в Шабат.
30. 155-я — освящать Шабат.
31. 156-я — устранять квасное на Песах.
32. 157-я — рассказывать об исходе из Египта в ночь седера.
33. 158-я — есть мацу в ночь седера.
34. 159-я — отдыхать в первый день Песаха.
35. 160-я — отдыхать в седьмой день Песаха.
36. 161-я — вести счет дней омера.
Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.
37. 162-я — отдыхать в праздник Шавуот.
38. 163-я — отдыхать в Рош ашана.
39. 164-я — поститься в Йом кипур.
40. 165-я — отдыхать в Йом кипур от работы.
41. 166-я — отдыхать в первый день Суккот.
42. 167-я — отдыхать в Шмини ацерет.
43. 168-я — жить в шалаше семь дней.
Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.
44. 169-я — возносить лулав.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
45. 170-я — слушать шофар в Рош ашана.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
46. 172-я — подчиняться повелениям пророков.
47. 175-я — следовать за большинством в суде.
48. 184-я — делать ограждение на крыше дома.
49. 195-я — давать пожертвования бедным.
50. 197-я — давать взаймы бедным.
51. 206-я — любить других евреев.
52. 207-я — любить геров.
53. 208-я — выверять весы.
54. 209-я — почитать мудрецов.
55. 210-я — почитать отца и мать.
56. 211-я — трепетать перед отцом и матерью.
57. 212-я — плодиться и размножаться.
И эту, 212-ю заповедь, женщины не обязаны выполнять.
58. 213-я — совершать кидушин.
59. 214-я — оставаться мужу с женой в первый год супружества.
Эту, 214-ю заповедь, выполняют только мужчины.
60. 215-я — делать обрезание.
И эту заповедь выполняют только мужчины.
Вот те 60 заповедей, которые обязан выполнять каждый. Среди них 46 заповедей, которые обязаны выполнять также женщины, а от выполнения 14 из них женщины освобождены.
А запомнить, что обязательных для всех заповедей именно 60, тебе поможет стих «Их шестьдесят цариц…» (Шир аширим 6:8). Запомнить, что от 14 из них женщины освобождены, помогает слово яд (рука; числовое значение — 14) из стиха «Ослабела их рука…» (Дварим 32:36). Или можно запомнить, что 46 из этих заповедей обязательны и для женщин, с помощью стиха «…Ради крови завета…» (Зехарья 9:11), т.к. числовое значение слова бэдам (ради крови) — 46, это и есть количество заповедей, которые завет со Всевышним обязывает выполнять каждую женщину.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Аарон войдет в Святилище с символами, назначение которых воздействовать на осознание им своих должностных функций: бык символизирует его роль «работника на поле Б-жьем, что является целью жизни еврея».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Бенцион Зильбер
Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.