Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рав Зильбер — о том, как работают благословения и проклятия

Темы: Мудрецы, Речь, Чистота речи, Злословие, Лашон а-ра, Благословения, Проклятие, Рав Бенцион Зильбер, Праведники

Отложить Отложено

Здравствуйте. В Торе часто встречаются эпизоды с благословеньями и проклятиями. Хочу понять, как это работает. Ведь благословение (или проклятье) — это всего лишь фраза или несколько фраз, произнесённых человеком. Казалось бы, как это может повлиять? Услышал и забыл. Однако в Торе к этим вещам относятся всерьёз. Я понимаю, что в те времена люди занимались некими духовными практиками и, вероятно, понимали что-то, чего большинству из нас не дано. Могли бы Вы помочь разобраться? С уважением, Борис

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Борис,

В мире есть материальное и есть духовное. И будем помнить, в противоположность тому, что учили в учебниках, духовное первично, а материальное вторично. И есть духовная сила слова.

Тора запретила проклинать. В чем смысл этого запрета? Сефер а-Хинух объясняет это так: запрет проклинать — как запрет причинять духовный вред ближнему. А слова проклятия имеют большую силу. У каждого человека есть духовная сила в его словах, и благословение его имеет силу, и проклятие тоже. Из Гмары в Мегиле (см. ниже) следует, что эта сила есть у любого человека, еврея и нееврея.

У разных людей в зависимости от их духовного уровня разный уровень силы слова. Один из факторов, определяющих эту силу, — насколько человек бережет свои уста. Если он следит за своей речью, всегда говорит только правду, не произносит лашон а-ра и т. д., то его слова имеют особенно могучую силу.

Интересный комментарий к стиху из Бемидбар (30:5) — не по простому смыслу текста — принадлежит Хидо. В стихе сказано: «…он не должен нарушать слова своего; всё, как вышло из уст его, (пусть) сделает». Толкование Хидо: у того, кто не нарушает свое слово, всё, что выйдет из его уст, будет сделано, осуществится. Слово такого человека обладает великой силой.

Гмара нам рассказывает, когда слова больших людей, произнесенные намеренно и ненамеренно, оказывали воздействие.

Известно много подобных историй и о людях близких к нам поколений и нашего поколения. Рассказывают, например, про а-Гро из Вильно: как-то один мальчик наступил на кисть его талита. А-Гро сказал: «Чтоб ты жил до ста лет, но отпусти кисть». И тот действительно прожил сто лет…

Я видел своими глазами, как слова, сказанные человеком ненамеренно, между прочим, исполняются в совершенно неожиданной форме. Один раввин советовался с близким к нему человеком о том, что делать: его ученик поступал совершенно не по Торе в отношении других людей. Тот посоветовал раввину: «Как, человек будет поступать, как он хочет, не считаясь с другими? Это же против Торы! Скажи ему, что, когда у его сына будет брит, то ты не придешь на брит и я не приду». Смысл был — предостеречь этого парня, чтобы он так в будущем не поступал. Действительно, слова раввина подействовали и ученик таки перестал так поступать. Но произошла потом история. У ученика родился сын, и он позвал раввина на брит. Раввин собирался прийти, но как раз в тот день весь Иерусалим был засыпан снегом, и он туда не добрался.

У слова мудрецов Торы сила необыкновенно велика — даже если они просто оговорились.

Наши мудрецы в трактате Мегила (15а) говорят: «Сказал раби Элозор от имени раби Ханины: пусть благословение обычного человека никогда не будет легковесным в твоих глазах. Ведь двух великих людей… благословили два обычных человека, и сбылось с ними (благословение). Эти великие люди — Давид и Даниэль. Давид, которого благословил Аравна, как сказано: “И сказал Аравна царю: да благоволит к тебе Господь, Б-г твой” (Шмуэль II 24:23). Даниэль, которого благословил Дарьявеш, как сказано: “Б-г твой, Которому ты всегда служишь, Он спасет тебя!” (Даниэль 6:17). И сказал раби Элозор от имени раби Ханины: пусть проклятие обычного человека никогда не будет легковесным в твоих глазах…»

Стоит обратить внимание: во всех упомянутых там случаях благословляющие и проклинающие были неевреи.

Наши слова имеют могучую духовную силу, и хорошо ее использовать «в мирных целях».

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.