Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как был сформирован еврейский календарь?

Темы: Мудрецы, Сотворение мира, Рош Ходеш, Еврейский календарь, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! Неожиданно для себя обнаружил, что не знаю простую, казалось бы, вещь. Откуда стало известно, что с сотворения мира прошло столько-то лет? И, вообще, как сложился еврейский календарь? Тода раба. Реувен

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Реувен!

Это очень интересный вопрос. Действительно, стоит иногда задуматься над тем, что кажется нам очевидным, — так ли это? Однако еврейское летосчисление достаточно обосновано, как мы вкратце покажем ниже.

Прежде всего, рассмотрим начало книги Берейшит. О каждом человеке, являющемся звеном в цепочке от Адама до Авраама, мы можем точно сказать, когда он родился и сколько прожил. Например, Шет родился, когда Адаму было 130 лет, а его сын Энош родился, когда Шету было 105, и так далее, как ясно сказано в 5 главе. Так же можно проследить все события вплоть до Исхода из Египта и Дарования Торы. Первым же днем летосчисления принято считать 1 Тишри, когда был сотворен Адам (Сангедрин, 38 б) Дальнейшая история, кроме упоминания даты строительства Храма в Танахе, подкрепляется непрерывной устной традицией. Таким образом, нам достоверно известно, какой сейчас год от Начала.

Календарь — дело более сложное, не зря мудрецы называются в Танахе «знатоки времен» (Эстер 1:13). Когда вся еврейская жизнь была устроена по правилам и не было помех, начало нового месяца, его продолжительность и продолжительность года устанавливались каждый раз в соответствии с ситуацией.

Происходило это следующим образом: если находились два свидетеля, видевшие нарождающуюся луну на тридцатый день месяца и их показания проходили проверку в Большом Бейт-дине Иерусалима, то мудрецы объявляли новый месяц в этот день. Таким образом, предыдущий получался 29-дневным. Если же свидетельства не было, то новый месяц объявлялся на следующий день. Соответственно, прошлый месяц становился меубар — расширенным, 30-дневным.

По мнению некоторых комментаторов, мудрецы всегда учитывали астрономические расчеты и следили за тем, чтобы очередность месяцев вписывалась в общую схему, которая предполагает, что начало нового месяца совпадает с днем, когда «нарождается» луна. Кроме того, есть правило Торы, что месяц Нисан должен быть весной — в то же время года, что и Исход из Египта, и праздник Песах. Поэтому иногда следует добавлять дополнительный месяц в еврейский год, чтобы уравновесить разницу между 12-ю лунными месяцами и солнечным годом, которая составляет около 10-12 дней. Решение о добавлении месяца принималось мудрецами по обстоятельствам. Скажем, если они видели, что весна еще далеко, а месяц Адар подходит к концу, они объявляли второй Адар[1]. (Именно месяц Адар удостоился того, что его иногда удваивают — может быть, чтобы продлить евреям время особой радости, в соответствии с известным положением «Начинается Адар — умножаем веселье»?)

Помимо этого, в Талмуде в нескольких местах рассказывается о дополнительных схемах, которые были внесены мудрецами в календарь исключительно для удобства. Например, нехорошо, если Йом-Кипур выпадет на пятницу или на исходе Субботы. Самой известной из таких схем, сохранившейся в нашем календаре, является Ло АДУ Рош, ве-ло БаДУ Песах, что означает: Рош а-Шана никогда не выпадет на 1,4 и 6 день недели, а Песах — на 2,4 и 6.

Впоследствии, когда мудрецы увидели, что вскоре возможности принимать свидетельства не будет (а главное, не будет смихи — передачи раввинских полномочий, без которых невозможно освятить новый месяц) и народ Израиля все больше рассеивается по разным странам, Гилель Несиа, правнук рабби Йеуды а-Наси, рассчитал календарь на будущие времена. Он вычислил, с какой периодичностью следует добавлять дополнительные месяцы и какие месяцы следует сделать 29 — или 30-дневными, чтобы все условия календаря сохранялись. Воспользовавшись упомянутыми выше схемами, он создал, можно сказать, общую формулу календаря, так, чтобы никто уже не должен был корректировать его[2]. Собрав Бейт-дин, он объявил и освятил все месяцы на многие столетия вперед — до тех пор, пока не восстановится еврейская жизнь в полном объеме — дай Б-г, поскорее, в наши дни!

С уважением, Овадья Климовский


[1] Тора не дала нам названий месяцев, только отметила, что месяц Исхода — весенний. Пребывая в вавилонском галуте (изгнании), мудрецы позаимствовали местные названия месяцев, открыв в иностранных словах скрытый смысл, связывающий эти названия с еврейскими понятиями. Есть и иносказательные расшифровки названий, например, АВ расшифровывают как Элуль Ба — грядет Элуль.

[2] Не станем упоминать здесь о различных версиях календарей, существовавших во времена Второго Храма, так как в основном этими версиями пользовались различные секты. Мы же вкратце хотели осветить происхождение того календаря, которым сегодня пользуется весь еврейский народ.

Материалы по теме

Еврейский календарь

Рав Ицхак Зильбер

Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).

Еврейский календарь

Рав Ашер Кушнир

Рош Ходеш — начало месяца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш

Можно ли пользоваться нееврейскими датами?

Рав Яков Шуб

О чем напоминают названия месяцев еврейского календаря?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.