Темы: Ципора Харитан, Еврейская женщина, Женщина, Предохранение от беременности, Материнство
Шалом! Я прекрасно знаю отношение еврейской традиции к «планированию» семьи и к использованию противозачаточных средств. Я и сама все время говорила, что ни в коем случае не буду ими пользоваться. Сейчас я на 3-м месяце беременности, барух Ашем, (7-м ребенком) и, к сожалению, все чаще думаю о том, что после этих родов хочу сделать перерыв. Разница между всеми нашими детьми небольшая, особенно между тремя последними (меньше года), и последней девочке сейчас почти 9 месяцев. В физическом плане, барух Ашем, все беременности протекали идеально (или почти идеально), муж мне очень помогает, поэтому главная причина моего желания сделать перерыв, наверное, психологическая усталость (хотя и физическая есть, особенно в конце беременности) — я устала все время «работать на двоих», т.е. либо быть беременной, либо кормить… Я хочу немного отдохнуть, и телом и душой, уделить больше времени тем детям, которые уже есть… Это чистый эгоизм?.. Или есть ситуации, когда женщина действительно может сказать, что устала?.. Мне очень хотелось бы узнать ваше мнение. Спасибо. Н.
Уважаемая Н.,
Еврейский подход против того, чтобы женщина предохранялась из соображений экономии, удобства и т.д. Но Галаха прекрасно понимает, что на матери лежит ответственность не только родить ребёнка, но и поставить его на ноги, и воспитать. И если мама чувствует, что очень небольшие перерывы между родами мешают ей выполнять её материнские функции, то можно обратиться к раввину и посоветоваться о том, чтобы сделать какой-то перерыв. Возможно, он необходим для того, чтобы восстановились душевные и физические силы и в следующий раз Вы могли бы быть более «полноценной» мамой и радоваться ребёнку, а не думать о том, что силы кончились. Поэтому посоветуйтесь с кем-нибудь из раввинов, которые отвечают на вопросы по семейным темам (я знаю, что многие женщины, говорящие по-русски, обращаются к раву Ашеру Кушниру) и вместе с ним придите к решению, нужно ли Вам предохраняться, на какой срок и какими средствами лучше пользоваться с галахической точки зрения.
Вы не должны чувствовать себя «плохой еврейкой» и «нарушителем Галахи» из-за того, что Вы задаёте себе подобные вопросы. Очень многие женщины (наверное, подавляющее большинство) после нескольких беременностей, которые следуют одна за другой, чувствуют нужду в физическом и психологическом отдыхе. Раввины, знакомые с таким состоянием, рассматривают этот вопрос как совершенно легитимный.
С пожеланием здоровья, лёгких родов и счастливого материнства, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.