Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как воздействовать на «мутные силы» собственного подсознания?

Темы: Гнев, Психология, Счет Омера, Характер, Чувства и разум, Самосовершенствование, Самообладание

Отложить Отложено

Я очень привык сердиться и выливать свой гнев на окружающих. А потом об этом жалею. В дни счета омера мы стараемся улучшить свои моральные качества, подготовиться к дарованию Торы. И я чувствую себя очень плохо: знаю, насколько поступаю плохо, и многие годы не могу исправиться. Что мне делать? N.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый N.,

Надо быть реалистом, знать наши силы и возможности реального воздействия на свои качества.

Понятно, что если человек однажды заявит: «Начиная с сегодняшнего дня я никогда не буду сердиться», это прозвучит несерьезно. Но вот если он скажет: «С сегодняшнего дня я буду работать над качеством гнева», — это путь.

Известно, что зачастую наши чувства бывают сильнее нашей воли в данный момент. И известно, что у каждого из нас подсознание намного сильнее сознания. В книге «Хешбон а-Нэфеш»[i] приводится красивое сравнение на эту тему: «кто сильнее — человек или слон? Понятно, что слон. А кто кем руководит — слон человеком или человек слоном? Руководит человек».

Сила человека в том, что он пользуется хитростями и разными уловками и так может менять свое поведение — «руководить своим слоном».

Есть пути работать с нашим подсознанием и влиять на него. Об этом говорил уже рав Исроэль Салантер зацаль[ii]. Его выражение было: воздействовать на «кохот кэhим» — на «мутные силы».

Рав Исроэль Салантер дал совет: если человек будет изучать слова мудрецов о вреде, например, гнева и повторять их много раз с чувством, постепенно это войдет в его чувства и его подсознание. И, вообще, изучение и анализ гмарот (отрывков из Талмуда), которые говорят о вреде гнева, может в большой мере повлиять на человека.

И подобно этому работаем и с другими качествами, которые хотим исправить.

Удачи Вам!

С уважением, Бен-Цион Зильбер


[i] Автор — раби Менахем-Мендл бен-Йеуда-Лейб Лефин из Сатанова (Сатановер, 5509-5586 / 1749-1826, Подолия, Галиция). Его книга «Хешбон а-Нэфеш» («Анализ души») посвящена лечению «болезней души» — исправлению характера и обретению возвышенных духовных качеств, что является сутью спасения человека от всевозможных несчастий и дает ему силу выстоять в испытаниях. «Хешбон а-Нэфеш» — ценнейший труд в области поведенческой психологии, уникальный для исследования подсознания; он более чем на двести лет опередил возникновение этого направления в психологии.

[ii] Раби Исраэль бар-Зэев-Вольф Липкин (раби Исраэль Салантер, Агрис, 5571-5463 / 1810-1883, Литва) — один их духовных лидеров своего поколения, основатель этического движения Мусар.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.