Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какие выводы мы можем сделать из истории Рейш Лакиша и Раби Йоханана?

Темы: Обида, Мудрецы, Сфират аомер, Уважение, Прощение, Изучение Торы, Смерть, Споры

Отложить Отложено

У раби Акивы было 24.000 учеников, и все они умерли в тот период потому, что не относились друг к другу с должным уважением. Какие выводы мы делаем из истории ссоры Реш Локиша и Раби Йохонона? Надо ли понимать историю по-простому или совершенно иначе? Помоги Вам Б-г. Вольф-Йехезкель

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Известна история о том, что великий мудрец Талмуда Раби Шимон бен-Лакиш (более известный как Рейш Лакиш) был когда-то главарем разбойников. Раби Йоханан, глава мудрецов того поколения, разглядев в нем высокий потенциал исследователя, уговорил его изучать Тору, пообещав ему за это в жены свою сестру, отличавшуюся необычайной красотой. Рейш Лакиш согласился. В дальнейшем он становится любимым учеником Раби Йоханана, а также его ближайшим другом и постоянным оппонентом в талмудических спорах. Об одном из таких споров Талмуд рассказывает в трактате Бава Меция (84а).

«Как-то раз спорили в Доме учения: меч и нож, и штык, и копье, и серп, и коса когда начинают принимать нечистоту? Как только они будут сделаны. А когда считается, что они уже сделаны? Раби Йоханан сказал: когда их закалят в печи. Рейш Лакиш сказал: когда их опустят в воду. Сказал ему (Раби Йоханан): разбойник знает свое ремесло! (Нужно заметить, что Раби Йоханан не имел в виду ничего плохого. Он просто пошутил, признавая авторитет Рейш Лакиша в этом вопросе. Но Рейш Лакиш воспринял его слова как личную обиду). Сказал ему (Рейш Лакиш): и чем ты мне помог? И там (в разбойничьей шайке) меня называли “раби”, и тут меня называют “раби”! (Несколько странно, что разбойники называли своего главаря “раби”. Возможно, это говорит о том, что Рейш Лакиш был знатоком Торы еще до того, как стал разбойником. Такое мнение приводится в комментарии Тосафот к нашему тексту, а также в трактате Эрувин 65 б и Йевамот 57а). Сказал ему (Раби Йоханан): я помог тебе тем, что приблизил тебя к Творцу! Раби Йоханан не смог отнестись спокойно (к словам Рейш Лакиша), и Рейш Лакиш заболел (так как оскорбил своего учителя)».

Сестра Раби Йоханана умоляла его простить своего мужа, но он отказался это сделать. Раби Йоханан полагал, что поведение Рейш Лакиша было недопустимым. Ведь человек, который не ценит своего учителя, не сможет перенять его знания. Более того, он может решить, что знает уже достаточно и в учителе не нуждается. К такому же выводу могут прийти и те, кто присутствовал при этой сцене, и цепочка передачи Торы может прерваться, не дай Б-г! И, поскольку Раби Йоханан отказался простить Рейш Лакиша, Рейш Лакиш умер.

Талмуд рассказывает о том, что Раби Йоханан очень тяжело переживал смерть любимого ученика… «Спросили мудрецы: кто сможет его успокоить? Пусть пойдет Раби Элазар бен-Педат, чьи знания обладают особой точностью. Пришел (Раби Элазар бен-Педат) и сел перед ним. На каждое слово, которое говорил Раби Йоханан, он отвечал: в словах мудрецов Мишны можно найти подтверждение твоим словам! Сказал ему: ты — как сын Лакиша?! Сын Лакиша в каждом моем слове находил двадцать четыре противоречия, а я давал ему двадцать четыре объяснения, и таким образом наше понимание закона становилось намного глубже. А ты говоришь мне, что в словах мудрецов Мишны можно найти подтверждение моим словам?! Разве я сам не знаю, что я прав? Начал он рвать на себе одежду, плакать и кричать: где ты, сын Лакиша, где ты, сын Лакиша? Пока его рассудок не помутился. Мудрецы стали молиться о его смерти, и он умер».

Вы спрашиваете: чему нас может научить эта история? В первую очередь тому же, что история с учениками Раби Акивы. Тому, что нужно относиться с уважением к мудрецам Торы, а особенно — к своим учителям.

Она может научить также тому, что и между великими мудрецами Торы бывают споры. Не самая большая доблесть — всё время избегать конфликтов, гораздо важнее уметь их разрешать.

Может она научить нас и тому, как важно иметь хевруту — друга, товарища по изучению Торы.

Но мне кажется, что в этой истории есть еще один важный урок. Нельзя быть строгим, нельзя быть жестоким, даже если эта строгость лэ-Шем Шамаим — во имя Небес. Практика показывает, что многие споры в еврейском народе возникали (и возникают) именно во имя Небес, а страдают в них обычные люди, и в том числе и в первую очередь — талмидэй хахамим — те, кто посвятил себя изучению Торы. Давайте научимся прощать другим, даже если нам кажется, что их поведение недопустимо!

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.