Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Моя жена не хочет исполнять заповеди более тщательно

Темы: Дурное начало, Тшува, Заповеди, Рав Ашер Кушнир, Бааль Тшува, Конфликты, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Мы с женой сделали тшуву три года назад, но у нас зачастую возникают ссоры. Каждая моя попытка внести в дом больше религиозной жизни встречается в штыки. Жена все время кричит, что я все устрожаю. А что в этом плохого?

Вопрос

Я и муж соблюдаем все, как положено. Недавно я обратила внимание, что у соседки многое, что у нас в семье принято соблюдать — не соблюдается. Когда я ее спросила об этом, то она мне ответила, что это — хумрот баалей-тшува. Мне не совсем понятен такой ответ. Может быть, мы с мужем что-то не то делаем?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Как правило, о хумре (устрожении в исполнении заповедей) речь идет тогда, когда мнения мудрецов по тому или иному вопросу Галахи расходятся и человек из двух легитимных мнений, в качестве практической рекомендации исполнения, принимает для себя более строгое. (Точное определение и разбор этого понятия не является предметом нашего рассмотрения).

Но когда мы говорим о хумрах баалей-тшува, то в первую очередь имеются в виду порядки и обычаи, исполнение которых выходит далеко за рамки реальных возможностей баалей-тшува

Абраша-устрожатель

Однажды Абраша попал к врачу. Тот выслушал, постучал, пощупал и прописал ему одну таблетку в день. А Абраша тут же про себя подумал: «Возьму три, так надежнее будет…».

Когда религиозный с рождения еврей учит Закон — Галаху, то, как правило, вопрос, который у него возникает: «А почему это запрещено?». Когда же начинающий бааль-тшува учит, то у него возникает вопрос обратный: «Как так, а почему это разрешено?». То есть, когда раввин рассказывает ученикам о двух мнениях в установлении закона, Абраша автоматически сделает для себя вывод что более строгое мнение — более правильное. Так надежнее! На всякий случай…

Но это еще не все. Когда Абрашу прижали и он поведал, откуда ему известны его особые порядки и обычаи, то выяснилось, что в одном, он их перенял прямо из поведения одного из великих танаим (Учителей Торы, живших около 2000 лет назад), описанного в Талмуде, а в другом — из книжки для детей, где рассказывалось о праведниках прошлого…

А почему хочется устрожить?

Причины бывают разные.

· Есть люди, для которых строгость и запреты стали естественны. К примеру, те, кто постарше и пришел из мира, где уже до этого крепко сидело в голове понятие «нельзя». (Помню, как в первый день по приезде в Израиль сам лично гонял детей, чтобы не топтали газоны. «Как? По газонам?! На Святой Земле? Нельзя!!!»). Поэтому вернуться к привычной строгости, «по стойке смирно», не так сложно, так даже проще…

· А есть и те, кто помоложе, как Абраша, они выросли уже без страхов и особых комплексов, привыкнув к свободе и вседозволенности. Но теперь, придя к тшуве, оказались в положении, когда не совсем понятно, что можно, а что нельзя. В особенности, когда выясняется, что то, как завязывать шнурки и как вести себя в туалете, тоже регулируется Галахой, — иди знай, чего еще нельзя. Поэтому время от времени пробуждается искренняя реакция — устрожить!

· И, конечно же, есть те, кто, устрожая, чувствуют себя по-настоящему религиозными. Ведь так хочется сразу пробиться в первые ряды…

· И т.д.

А что в этом плохого?

Действительно, а что плохого в таком, зачастую, очень искреннем желании максимального исполнения мицвот?! Почему нужно расхолаживать воодушевление и энтузиазм свежих ощущений и новизны жизни? К тому же и мудрецы восхваляют: «Благословен устрожающий». В чем же проблема?

Есть несколько причин, по которым бааль-тшува должен с большой осторожностью брать хумрот на себя.

  1. Во-первых, потому что, как правило, «устрожение» он берет не на себя, а на других! Во-вторых, даже если предположить, что он скромно устрожит лишь для себя, это не всегда будет касаться только его и Б-га, а может отразиться на его родных и близких. К примеру, морить голодом беременную жену в день поста, не спросив рава, или нарушать повеления Торы, регулирующие законы интимной жизни и т.д. — явления типичные среди баалей-тшува. Или, например, так: «Этот эрув для нас некошерный. Все! Сиди дома с детьми! — сказал Абраша. — Ну, я пошел…».

    Как часто хумра в исполнении мицвы «между человеком и Б-гом» скрупулезно соблюдается, а вот запрет из Торы «между человеком и человеком» — не замечается! И даже многочисленные истории о наших мудрецах, которые были крайне осторожны в устрожении мицвот, чтобы их исполнение не осуществлялось за счет других, — не помогают.

    Есть еще одна причина, поглубже. Как легко и с энтузиазмом принималась хумра в начале, и как тяжело было ее впоследствии последовательно выполнять — до такой степени, что…

    Сказано в трактате Нэдарим (9а): «Не достаточно того, что запретила Тора, а ты добавляешь еще к этому?». Еврейские мудрецы неоднократно предупреждают в разных местах, что запрещающие повеления направлены на ограничение телесных сил и желаний, и надо быть осторожным в своем энтузиазме. «Дурное начало» человека (йецер а-ра) никогда не дремлет и так просто не даст исполнить мицву. Как тактик, йецер не будет сопротивляться принятию хумры. Зачем? Ведь он знает, что впоследствии это «устрожение» породит в душе Абраше желание «послабления» в другом месте. Как опытный стратег, йецер не станет мешать Абраше в первое время, он подождет, пока воодушевление и ощущение новизны пройдут, вот тогда, в момент слабости и перейдет в атаку… И опыт показывает, что неумение рассчитать реально свои силы может привести к самым печальным последствиям…

    Тора наложила ограничения, учитывая все душевные силы человека, но когда человек сам себе решил добавить устрожения, он может не устоять и порой прийти к окончательному падению!

    Вспомним Абрашу. Он решил начать поднимать гири. Посмотрел на 5 — и 10-килограммовые гири, а йецер тут же шепчет: «Ты чего? Берись по-настоящему!». И Абраша сразу же взялся за штангу и — о-о-опс… грыжа! Итог: все… больше заниматься спортом не буду…

    Так же может быть и в духовном росте. Абраша сейчас каак возьмется сразу за верхушку — о-о-опс… и депрессивное состояние на месяц! Итог: не-е-ет, еврейская жизнь это не для меня…

    Проблема в том, что, не разбираясь во всех тонкостях Галахи, невозможно самому решать, где устрожать, а где нет. Не имея ясного понимания всей картины, можно «устрожить», но на самом деле из этого получится нечто обратное: кула («облегчение»)!

    Еще одно зло, которое могут породить неуместные устрожения, это развитие внутреннего высокомерия. Ведь теперь, с точки зрения устрожающего, те кто не соблюдает эту хумру — практически не религиозные…

Прочитав эти строки, небольшая часть баалей-тшува со стажем с недоверием и опаской переглянутся: «Что? Не искать устрожения?». Все вокруг, кто порелигиознее, кто считает себя серьезным аврехом, устрожают, а мы что, хуже? Даже если мы — не как они, то хотим выглядеть, как они! Почему же им можно, а нам нет?

А когда можно устрожать?

· Мудрецы Торы указывают нам, что исполнение закона устрожать можно тогда, когда этот конкретный закон будет изучен до самых его основ. То есть, когда будут основательно усвоены соответствующие части Гмары с комментариями Ришоним и Ахароним, затем Тур, БейтЙосеф, Шулхан Арух вместе с Носэй Кэлав, хорошо разобраны мнения современных поским (раввинов, обладающих знаниями и авторитетом, позволяющими им устанавливать галаху), когда станет ясно мнение устрожающих и чьему мнению в Гмаре оно «соответствует», кто из мудрецов его поддерживал, а кто нет… Вот теперь, после всего изученного, можно принять для себя к исполнению мнение устрожающих. Почему? Потому что, как писал рабби Исроэль из Саланта в Игрот мусар, подобная учеба уже породила в подсознании осторожность в отношении самого закона… Теперь можно добавить и устрожить.

· Что же касается особых порядков и обычаев, то, как пишет рабейну Бахие в книге Ховот а-Левавот, добавлять что-либо к служению Б-гу — это исключительная привилегия благочестивых.

РАМХАЛЬ в книге Месилат Йешарим ясно разделяет несколько уровней духовного восхождения. Первый уровень — праведность. Это программа-минимум, соблюдение повелений согласно «сухой букве закона», без хумрот. И только следующий этап, уровень благочестия — хасидута, требует хумрот. И вряд ли бааль-тшува уже успел освоить первый уровень, чтобы переходить на второй. Опасности необдуманных «добавлений» к служению РАМХАЛь посвятил целую 20-ую главу «О весах Благочестия».

Рабби Йерухам пишет в книге Даат Тора, что только тот, для кого Тора не бремя, может добавить что-либо в служении Б-гу, а у кого это не так, тот, наоборот, может этим превратить Тору в тяжелую ношу! А в конце все сбросит с себя!

Законодатель нашего времени — рав Йосеф-Шалом Элияшив — так же говорил, что баалей-тшува надо воспитывать себя постепенно и без устрожений (Ладаат ба-арец даркеха, стр. 333). И т.д.

Вывод

Путь бааль-тшува должен быть постепенным, без рывков, без перепрыгивания через необходимые ступеньки роста. Надо продвигаться в еврейской жизни, выясняя подробно своевременность каждого нового шага у компетентного раввина. Без него нет никакой возможности правильно себя построить и закалить свою душу для истинного служения Творцу.

Еврейская жизнь не спринт, а марафон, и Творец ждет, чтобы мы не только резво начали, но и с желанием и воодушевлением продолжили!

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.