Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О чудесах, который творил рабби Элимелех, ходит немало историй. Однажды он заставил австрийского императора отменить антиеврейский указ. Впоследствии рабби Элимелех написал фундаментальный труд с толкованиями Торы, получивший название «Ноам Элимелех».

Раби Элимелех бар Элиэзер-Липа Вайсблюм (р. Элимелех из Лиженска; Ноам Элимелех; 5477—5547 /1717—1787/ гг.) — духовный лидер хасидского движения в Галиции.

Младший брат р. Мешулама-Зюши из Аннополя.

В юности вел аскетический образ жизни, посвящая все свое время углубленному изучению Торы. Р. Зюша ввел его в круг учеников Магида из Межирича.

Позднее он отправился вместе с р. Зюшей в добровольный галут — в нищенской одежде, с посохом и котомкой они в течение пяти лет странствовали по Польше и Украине.

Возвратившись из скитаний, р. Элимелех поселился в галицейском городке Лиженске (Лежайске) — однако он продолжал учиться у Магида, навещая его в Межириче.

После смерти Магида, последовавшей в 5533 /1772/ году, несколько его старших учеников перешли к р. Элимелеху, признав в нем своего наставника. Он стал общепризнанным главой хасидского движения в Галиции, а затем во всей Польше.

Р. Элимелех был одним из первых хасидских наставников, сделавших особый акцент на углубленном изучении Талмуда.

Он говорил ученикам, что «два листа Талмуда, выученные вместе с комментариями, помогут им больше, чем два поста» (Нетив мицвотеха, Эмуна 5:2). «Самое большое наслаждение для Б-га, — утверждал он, — когда человек в великом смирении изучает законы Торы» (Ноам Элимелех, Корах).

Среди его учеников были такие выдающиеся лидеры хасидского движения, как р. Исраэль из Кожниц (Магид из Кожниц), р. Яаков-Ицхак Гурвиц (Хозе из Люблина), р. Менахем-Мендл из Римонова, р. Келонимус-Кальман из Кракова (Маор вашемеш), р. Авраам-Йеошуа из Апты, р. Моше-Лейб из Сасова и другие.

Рассказывается, что однажды, сидя за трапезой со своими учениками, р. Элимелех неловким движением опрокинул поставленную перед ним супницу. Супницу наполняли еще два раза, но ее содержимое вновь оказывалось на столе. После третьего крушения супницы юный р. Менахем-Мендл из Римонова, котоырый был особенно духовно близок к наставнику, испуганно воскликнул: «Раби, если они дознаются, нас всех могут за это казнить!» Некоторые ученики громко рассмеялись, посчитав его слова неразумными, а р. Элимелех успокоил его: «Они не дознаются».

Спустя некоторое время выяснилось, что в тот день и в тот час в Вене австрийский император должен был подписать указ, направленный против евреев. Три раза император тянулся за пером, и три раза опрокидывалась чернильница, заливая стол и бумаги. Наконец, император отложил указ и сказал подготовившим его царедворцам: «Господа, я не буду это подписывать! Очевидно, в высших сферах не желают, чтобы это осуществилось».

Р. Элимелех из Лиженска умер двадцать первого адара 5547 /1787/ года.

В 5548 /1788/ году, через год после его смерти, во Львове вышла в свет его книга Ноам Элимелех (Прелесть Элимелеха), содержащая его толкования Пятикнижия.

В этой книге р. Элимелех развил учение о цадике (праведнике). Он писал, что Б-жественное влияние «приходит в этот мир, в основном, через великих праведников… всегда соединенных с высшими мирами» (Ноам Элимелех, Ваера). Стих Торы «И поверили в Б-га и в Моше, служителя Его» (Шмот 14:31) р. Элимелех объяснял так: «Поскольку они поверили Моше и привязались к нему и поскольку он воздействовал на них своей святостью, получилось, что и они как бы пребывали на его уровне и могли получить Тору — именно благодаря тому, что они привязались и прилепились к Моше» (Ноам Элимелех, Игерет акодеш). «И нет поколения, в котором бы не было праведников, — утверждал р. Элимелех, имея в виду, в первую очередь, великих праведников хасидизма, — но им верят только те, кто не замарал свою святую душу грехами» (там же).

И если в среде хасидов эта книга вскоре приобрела статус основополагающей, то миснагдим (противники хасидизма) обрушили на нее свои критические стрелы, приговорив ее к погребению в генизе (Сарей амеа 4:9). В последующих поколениях высочайший авторитет этой книги был признан всеми направлениями еврейской мысли.

Наставления и высказывания р. Элимелеха из Лиженска, почерпнутые из многочисленных книг его учеников, объединены в антологию Ор Элимелех (Свет Элимелеха).

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами

Кого считать цадиком? Читайте ответ на нашем сайте

Еще: был ли цадиком царь Давид? Отвечает р. Бенцион Зильбер


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…