Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография выдающегося хасидского наставника, раввина и цадика Раби Менделе из Римонова

Раби Менахем-Мендл бар Йосеф (р. Менделе из Римонова; 5505—5575 /1745—1815/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Родился в Галиции. По материнской линии происходил от прославленных мудрецов — р. Давида Алеви (Таза; см.), комментатора кодекса Шульхан арух, и р. Натан-Нете Шапиро (см.), автора кабалистического трактата Мегале амукот (Открывающий глубины).

Учился у хасидских праведников р. Шмуэля-Шмелке из Николсбурга (см.) и р. Элимелеха из Лиженска (см.).

В течение некоторого времени занимался в Берлине под руководством выдающегося законоучителя р. Йосефа Теомим (При мегадим; см.), который преподавал в доме учения, основанном берлинским богачом и филантропом р. Даниэлем Яфе.

По завершении периода ученичества р. Менахем-Мендл возглавлял хасидские общины в галицийских городках Пристоке и Римонове.

Обладая чрезвычайно сострадательным сердцем, р. Менделе жертвовал все свои средства на нужды благотворительности, в то время как члены его семьи довольствовались водой и хлебом. Рассказывается, что однажды он вручил бедняку крупную сумму денег, но затем, как только тот вышел, вернул его и вручил ему еще такую же сумму. На вопрос родных, почему он действовал таким образом, р. Менделе разъяснил: «Когда этот бедняк рассказал мне о своих бедах и невзгодах, мне стало жалко его, и в первый раз я дал ему деньги лишь для успокоения своей совести — а не ради выполнения заповеди. И только во второй раз я дал ему деньги, чтобы выполнить заповедь, предписывающую помогать бедным» (Сарей амеа 4:12).

Следуя примеру своих наставников, р. Менделе уделял особое внимание изучению Талмуда. Каждый день он стремился выучить не менее восемнадцати листов талмудического текста с классическими комментариями — и если в какой-то день ему не удавалось выделить время, на следующий день он изучал двойную норму (Гдолей адорот).

По свидетельству современников, на его рабочем столе всегда находился кодекс знаменитого испанского мудреца р. Ицхака Альфаси (РИФа; см.), на протяжении всей жизни р. Менделе углубленно изучал эту книгу и знал ее наизусть — выдающиеся хасидские праведники, знавшие историю каждой человеческой души, утверждали, что р. Менделе был одним из воплощений души Рифа (Сарей амеа 4:12).

Р. Менделе подчеркивал преемственность хасидизма, ставшего прямым продолжением многовековой еврейской традиции.

«Хасидизм не пришел для того, чтобы, не дай Б-г, изменить лицо иудаизма, что-нибудь прибавив к нему или убавив от него что-нибудь, — говорил р. Менделе. — Хасидизм лишь стремится внести в еврейскую традицию тепло, сердечный пыл и воодушевление, очищающие человека и приводящие его к подлинному служению» (там же 4:13).

Ко «двору» р. Менделе, в Римонов, приходили тысячи хасидов, многие из которых уже сами были лидерами хасидских общин. Среди его ближайших учеников был р. Келонимус-Кальман из Кракова (см.), автор книги Маор вашемеш (Светило и солнце), ставшей классикой хасидизма.

«Когда наставник открывал уста и начинал говорить о Торе, — вспоминал один из учеников, — все вокруг замирали, ловя каждое его слово. Все слушатели сознавали, что приобщаются к сокровенным тайнам Торы, о которых раньше никто не слышал. Каждый воспринимал его речи в соответствии со своим духовным уровнем и силой ума, …но постигнуть их до конца мог только тот, кто сам пережил озарение свыше» (Гдолей адорот).

В 5572 /1812/ году, когда войска Наполеона вторглись в Россию, р. Менделе, собравшись вместе со своими друзьями — выдающимися праведниками р. Исраэлем Офштейном (Магидом из Кожниц; см.) и р. Яаковом-Ицхаком Гурвицем (Хозе из Люблина; см.), молился о том, чтобы эта война привела к избавлению евреев из изгнания — но их просьба была отвергнута, потому что, по мнению Небесного Суда, поколение оказалось не достойным освобождения (Сарей амеа 4:9).

Р. Менахем-Мендл из Римонова умер девятнадцатого ияра 5575 /1815/ года (в том же году умерли и оба его соратника по совместной молитве, Магид из Кожниц и Хозе из Люблина).

Духовное наследие р. Менделе из Римонова представлено книгами Менахем Цион (Утешитель Сиона) и Диврей Менахем (Речения Менахема).

с разрешения издательства Швут Ами

Краткая биография Раби Ицхака Альфаси (РИФа), великого мудреца и законоучителя


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…