Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Важные хасидские династии процветали в Галиции, Польше, Румынии и Венгрии. Эта книга не дает детальное описание всех ветвей хасидизма, их особенностей и нюансов служения Б-гу и человеку, но важно хотя бы назвать больших людей, которые стояли во главе этих движений, повлияв на общее развитие еврейской жизни.

Рав Менахем Мендель Хагер из Косова (1778—1826) начал династию Хагер в 1802 году. Его внук, названный в его честь (1830-1885), зять рава Исраэля из Ружина, в 1854 году основал крупную ветвь хасидизма — Вижниц. После первой мировой войны он перебрался в Гроссверден в Венгрии/Румынии. У него были десятки тысяч последователей в Европе. После Катастрофы они обосновались в Израиле и США, славятся любовью к евреям, социальными и образовательными организациями.

Рав Шалом Рокеах из Бельз (1779—1855) был учеником знаменитого Хозе из Люблина, рава Шломо из Лузуа и рава Ури из Стрельска. Династия Бельз стало одной из главных в Галиции и Венгрии. Она была очень популярна, влиятельна и сильна, и сейчас располагается в Иерусалиме, с ответвлениями в США и повсеместно. Как многие хасидские дворы, она переплелась морганатическими браками с другими династиями и известна своими интересными проектами.

Тейтельбойм были лидерами в Сигете, а позднее в Сатмаре. Основателем был рав Моше из Уджел (17591841). Сегодня это одна из самых больших и сильных групп в мировом еврействе, в основном благодаря последнему сатмарскому ребе, раву Йоэлю Тейтельбойму, который пережил Катастрофу. Сочетая потрясающее знание Торы с харизмой лидера, он перестроил сатмарскую общину. Его благотворительность и социальная помощь легендарны, как и яростная оппозиция светской политике и влияниям сионизма. Центр движения сейчас в НьюЙорке и Нью-Джерси, но этих хасидов много и в Израиле и по всему миру.

Влиятельную румыно-венгерскую династию основал рав Йосеф Меир Вайс (1839—1990) из Спинки. Потомки рава Цви Элимелеха Шапиро (1738—1841) из Динова стали лидерами Спинки, а правнук рав Хаим Элазар Шапиро (1871—1937) — главой династии Мункач (Мукачево), где он создал ешиву. Он был в оппозиции сионизму. Эти выдающиеся личности постепенно превратили Румынию и Венгрию в бастион хасидизма, где ребе делили власть v влияние с учениками рава Моше Софера.

Наконец, от рава Хаима Альберштама из Цанзг (1793—1876) пошло много разных хасидских династий главным образом в Галиции и Венгрии. Один из ведущиз ученых своего времени и бескомпромиссный борец за еврейскую традицию, он был на переднем фронте многи: сражений еврейской жизни девятнадцатого века. Хасидские дворы Клозенбурга и Бобова произошли из Цанза как и многие другие, стертые нацистами. Эти центры хасидизма сейчас располагаются в Израиле и Нью-Йорке и насчитывают тысячи последователей и спонсоров.

Хасидизм возник не на пустом месте. Чтобы оценить его, нужно представлять его оппонентов и исторические силы того времени. Сто лет с 1750 года по 1850 год были эпохой больших перемен для Восточной Европы и тамошних евреев. Только на фоне общего развития событий можно оценить хасидизм и его достижения. Поэтому последующие главы, хотя и не прямо обсуждают его историю, но освещают это движение и его историческую судьбу.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…