Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ученик, которому приходилось повторять каждую лекцию по 400 раз

Безграничное терпение

У рава Прейды (одного из мудрецов Талмуда) был ученик, которому приходилось повторять каждый урок по 400 раз, и только тогда он его понимал. Однажды во время занятий с этим учеником к раву Прейде пришли, чтобы позвать его выполнить какую-то важную заповедь. Раби остался, чтобы продолжить занятие, и повторил свой урок, как обычно, 400 раз. Но выяснилось, что ученик все еще не понял. Раби спросил его: «Что случилось сегодня?» Ученик ответил: «С того момента, как вас позвали, я все время боялся, что вы вот-вот уйдете, и не мог как следует сосредоточиться, поэтому ничего и не понял». Рав Прейда сказал: «Теперь сосредоточься, и начнем все сначала, и я никуда не пойду, пока ты все не поймешь». И повторил ему все сначала — еще четыреста раз! Тогда раздался Голос с Небес и обратился к раву Прейде: «Скажи, что ты хочешь в награду за свое терпение: чтобы твоя жизнь продлилась 400 лет, или чтобы ты и, в твою заслугу, все твое поколение удостоились Будущего мира?» Рав Прейда сказал: «Я хочу, чтобы я сам и все мое поколение удостоились Будущего мира». И тогда Святой, благословен Он, сказал: «Пусть он получит и то, и другое».

Приходите все!

Раби Йеуда а-Наси, обладавший большим богатством, в годы засухи открыл свои сокровищницы и провозгласил: «Пусть приходят сюда те, кто учил Писание, Мишну, Агаду и Алаху, а неучи пусть не приходят!» Пришел к нему раби Йонатан бен Амрам и попросил: «Раби! Накорми меня!» Раби Йеуда спросил у него: «Сын мой, знаешь ли ты Писание?» Тот ответил:

«Нет!» Раби спросил снова: «Учил ли ты Мишну?» И снова тот ответил: «Нет!» Тогда раби Йеуда сказал: «Тогда почему я должен кормить тебя?» — «Накорми меня, как пса или как ворона!» [Раби Йонатан намекнул на написанное в Псалмах (147:9): «Дает Он скоту пищу его, воронятам — которые кричат». Числовое значение слова беэма (скот) равняется числовому значению слова келев (собака)]. Раби Йеуда сжалился над ним и снабдил его всем необходимым. А после этого пожалел, что изменил своему слову и дал от своих запасов человеку, который не желает заниматься Торой. Его сын раби Шимон сказал ему: «Мне кажется, это был твой ученик, раби Йонатан бен Амрам, который не желает пользоваться славой Торы в этом мире». Раби Йеуда послал проверить его слова, и выяснилось, что раби Шимон прав. После этого раби Йеуда провозгласил: «Пусть приходят все!»

Награда за одно доброе дело

Однажды умер сборщик податей, большой грешник. Его ближайшие родственники принесли на кладбище его тело, чтобы предать земле. В тот же день в этом городе скончался очень уважаемый мудрец, и весь город собрался, чтобы проводить его в последний путь. Во время похорон на кладбище неожиданно напали разбойники, и всем живым пришлось спасаться бегством, оставив покойников. Только один преданный ученик того мудреца не пожелал оставить тело своего учителя. Когда опасность миновала, участники похорон вернулись и продолжили церемонию. Но в суматохе гробы двух покойников перепутались. Ученик мудреца говорил об этом людям, но его никто не желал слушать. Так и получилось, что мудреца Торы похоронила горстка родственников сборщика податей, тихо и быстро, а самого сборщика податей предали земле с большими почестями, с восхвалениями и всеобщим плачем. И знал об этом только ученик раввина, которому никто не верил…

И ночью ученик не мог успокоиться, мучаясь вопросом, почему великий мудрец не удостоился посмертного почета, а вместо него его получил совершенно недостойный человек. Когда молодой человек наконец-то заснул, во сне он увидел своего покойного учителя. Тот сказал ему: «Сынок, не горюй. Здесь, в Мире Истины, я удостоился величайшего почета и нахожусь в Ган Эдене (раю) вместе с другими праведниками. А этого злодея отправили в то место, которое он действительно заслужил — в Геином (ад). Но однажды при жизни я слышал, как кто-то порочит мудрецов Торы, и

не стал протестовать. В наказание я сам был похоронен с позором. А сборщик податей однажды приготовил большую трапезу для градоправителя, но тот не пришел. Тогда этот человек раздал всю приготовленную еду бедным. И полученный им почет на похоронах — это и есть его награда за единственную исполненную им заповедь».

Взятка ослепляет

Раби Ишмаэль, сын раби Йосэ, сдавал свои фруктовые сады в аренду, и перед каждой субботой арендатор приносил ему корзину, наполненную фруктами из этих садов. Однажды арендатор принес ему фрукты не в пятницу, как обычно, а в четверг, прямо в здание суда, где председательствовал раби Ишмаэль. Раби Ишмаэль спросил: «Что случилось, что ты принес плоды раньше времени?» Арендатор ответил: «У меня есть тяжба с одним человеком, и я подумал: если мне все равно идти в Бейт дин, так уж принесу заодно и плоды». Раби Ишмаэль отказался принять от него фрукты и отказался разбирать его дело, назначив других судей. Во время разбирательства он слушал претензии обеих сторон и невольно размышлял: «Если бы мой арендатор сказал так-то, он бы выиграл суд, или он мог бы сказать так-то и выиграть». В конце концов раби Ишмаэль воскликнул: «Пусть испустят дух те, кто берет взятки! Уж если я, который получает плоды из собственного сада, не смог удержаться от предвзятости, то что же говорить о тех, кто намеренно берет взятки!»

По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…