Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Помощь нуждающимся

Цдака — подаяние, благотворительный акт оказания помощи нуждающимся. Одна из самых важных заповедей Торы, которая постановляет (Дварим 15): «Не ожесточай своего сердца, не закрывай руки перед неимущим братом… Давать ты должен ему, и да не будет досадно твоему сердцу, когда даешь ему, ибо за это благословит тебя Всевышний в любом деле… Раскрой свою руку перед твоим братом — бедным и нищим».

На Йом-Кипур мы произносим: «Раскаяние, молитва и цдака отводят плохое постановление неба (принятое на небе за наши проступки)». Как видим, благотворительность является важнейшим элементом нашего исправления. Мудрецы учат, что тому, кто милосерден, Всевышний тоже окажет милосердие. Поэтому считается, что всякий, помогающий нищим, никогда не обеднеет. С другой стороны, всякий, избегающий оказывать благотворительность, является грешником, даже если внешне он вполне благочестив. То есть, способность к состраданию — критерий нравственности души.

Сам акт помощи считается полезным как для берущего, так и для дающего подаяние. Один римлянин спросил раби Акиву (заведовавшего общественной кассой, куда собиралась цдака): «Если Всевышний любит бедных, отчего Он Сам не помогает им?». Мудрец ответил: «Чтобы оказать милость дающим».

Помощь бедным — забота не только каждого еврея. В любой общине издревле устраивали обязательный сбор средств в различные кассы: для покупки беднякам еды, распределения денежных средств, устройства приезжающих, помощи ученикам ешив и пр.

Благочестивые люди стараются давать цдаку так, чтобы берущий не знал, от кого получает, а дающий не знал, кто ему помогает, — чтобы не нанести урона чувству его достоинства. Впрочем, насколько важно помогать другим, настолько же важно стараться не зависеть от чужих: «Терпи любое стеснение, но не обращайся за помощью, если можешь помочь себе сам» (Рамбам). Поэтому самой высокой степенью обладает такой вид помощи, когда бедняка поддерживают не денежным подарком, едой или одеждой, а дают ему возможность самостоятельно прокормить себя — ссужают деньгами для открытия дела, устраивают на работу…

Раби Йосе бен Йоханан, иерусалимский мудрец, живший в начале второго века до принятой эры, сказал: «Открой свой дом настежь, да будут бедные у тебя как домочадцы» (Авот 1:2, 5).


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…