Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Положение евреев в Египте после разрушения Второго Храма.

Дом Хоньо

Со времен царя Шломо установились прочные связи между Египтом и Эрец Исраэль. Возможно, евреи поселились в Египте в период Первого Храма. После его разрушения Йоханан бен Кореах и его сподвижники отправились туда, несмотря на предупреждение пророка Ирмияу. Когда Невухаднецар захватил Египет, большинство еврейских беженцев были убиты.

Во время завоевания Египта Камбизом, сыном персидского царя Кира, еврейская община находилась на юге Египта в городе Асуане и его окрестностях.

Царь Птолемей Первый пригнал в свою страну много пленных евреев. Его сын Птолемей Филадельф освободил их, и они основали процветающую еврейскую общину в Александрии. В лучшие времена евреи составляли две пятых населения города. В отличие от Вавилона Египет был эллинистическим государством. Именно там евреи впервые поддались влиянию чужой культуры. Когда по требованию царя семьдесят мудрецов перевели Тору на греческий язык, процесс эллинизации еще более ускорился. Через короткое время большинство евреев Египта уже не могли изучать Тору на священном языке.

После смерти Шимона Праведника его сыновья оспаривали право наследовать пост первосвященника. Один из них — Хоньо бежал в Египет, где был дружественно принят царем Птолемеем. Хоньо построил там святилище, обосновывая свои действия пророчеством Иешаяу: «В тот день будет жертвенник Г-споду в земле египетской» (19:19).

Храм Хоньо стал религиозным центром евреев Египта. Хоньо и его последователи ошибались, считая, что там разрешено приносить жертвы: Тора запрещает приносить жертвы в любом другом месте, кроме Иерусалимского Храма на горе Мория. Около двухсот лет действовал храм Хоньо, пока римский император Веспасиан не приказал его закрыть.

Египетские евреи принимали активное участие в экономической и общественной жизни страны. Немало евреев служило в армии, и из их числа выдвигались офицеры и даже полководцы. Когда Юлий Цезарь воевал в Египте со сторонниками Помпея, евреи помогали ему.

Первые римские наместники хорошо относились к евреям. Евреи Александрии обладали правами римских граждан. Община, находясь под покровительством римского наместника, обладала широкими полномочиями в области внутренней жизни и судопроизводства. Руководил общиной совет, возглавляемый этнархом. В состав совета входил семьдесят один человек.

Главная александрийская синагога была настолько роскошна, что о ней говорили: «Тот, кто не видел Диплостин (синагогу) в Александрии, не видел истинной славы Израиля». В огромном зале было невозможно расслышать голос хазана, и, когда он кончал благословение, синагогальный служка взмахивал платком, и молящиеся отвечали амен. Прихожане располагались в синагоге по гильдиям: золотых и серебряных дел мастера занимали отдельные ряды, свои особые места имели ткачи и другие ремесленники. Поэтому когда в синагоге появлялся мастер из другого города, он тут же находил своих коллег, получал у них работу и пропитание.

Ненависть иноверцев

Однако отношения между евреями и греками были плохими. Между ними неоднократно происходили стычки. Особенно сильно полыхала вражда во время правления Калигулы, когда император потребовал поставить свою статую во всех еврейских синагогах. Отказ евреев поклоняться кумиру дал повод для обвинений в нелояльности. Римский наместник Флакий, стремясь продемонстрировать Калигуле свою преданность, не останавливал греков, нападавших на евреев. Когда он упразднил гражданские права евреев, александрийская община направила своих представителей к императору, прося его о защите. Эту делегацию возглавлял еврейский философ Филон, прославившийся в греческих кругах выдающимся умом и обширными познаниями. Греки также направили к императору своих посланцев, и в их числе — писателя Апиона, известного антисемита, распространявшего о евреях всякого рода небылицы под видом «научных исследований». Калигула не прислушался к жалобам евреев. К счастью, вскоре он был убит, и его место занял император Клавдий, возвративший евреям Египта все их права.

Когда в Иудее началась война, местные греки снова напали на александрийских евреев и убили пятьдесят тысяч человек. После окончания войны в Иудее множество евреев-беженцев прибыло в Египет. Римляне потребовали от беженцев присягнуть императору. Когда евреи отказались это сделать, их попросту уничтожили. Часть беженцев попала в Верхний Египет, где попыталась поднять своих соплеменников на восстание против римлян. Чтобы лишить египетских евреев их духовного центра, император Веспасиан приказал закрыть Храм Хоньо.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…