Из цикла «История еврейского народа», темы: Гер, Рав Моше Ойербах, Вавилон, История еврейского народа, Диаспора
После разрушения Первого Храма Вавилония надолго стала одним из центров еврейской жизни. Даже после возвращения в Цион Зерубавеля и возрождения еврейской общины в Эрец Исраэль благодаря усилиям Эзры и Нехемии Вавилония не потеряла своего значения в истории нашего народа.
Парфяне, бывшие на протяжении сотен лет соперниками Рима в борьбе за мировое господство, предоставили евреям Вавилонии полное самоуправление. Общину возглавлял рейш галута (глава изгнания) из рода царя Давида. Греческая культура не оказала на общину никакого влияния. И даже в те периоды, когда в Иудее Тора была почти забыта из-за войн и невыносимых условий существования, мудрецы Вавилонии и их ученики продолжали изучать ее без каких бы то ни было препятствий. Начиная с эпохи Эзры, почти полтора тысячелетия свет Торы из Вавилона оживлял еврейские общины всего мира.
Парфянские цари знали, что вавилонские евреи ненавидят римлян, жестоко угнетающих их братьев в Иудее. Поэтому поддержка еврейских общин в самой Парфии и за ее пределами совпадала с их политическими интересами. Когда парфяне вторглись в Сирию, они возвели на престол Иудеи Антигона из рода Хашмонеев. Со времени царствования Ирода и до разрушения страны земля парфян превратилась в убежище для преследуемых в своей стране евреев.
Еврейским центром в Вавилонии стал город Неардея. Большая община была также в северном городе Нецивин. Именно в Нецивин стекались пожертвования вавилонских евреев на Иерусалимский Храм. Отсюда огромные суммы под усиленной охраной ежегодно отправлялись в Эрец Исраэль.
Примерно в 3800 (40) году на юге Вавилонии, два молодых еврея, братья Хасинай и Ханилай выступили против парфянского наместника. Парфянский царь, подозревавший наместника в неверности, сместил его и назначил Хасиная и Ханилая правителями Суры и окрестностей. Более пятнадцати лет благородные братья правили вместе, пока Ханилай не женился на чужестранке-идолопоклоннице. Когда Хасинай потребовал, чтобы брат развелся с ней, злодейка отравила своего деверя, и Ханилай остался единоличным правителем. Во время сражения с парфянским наместником его войско было разгромлено, и вскоре после этого он был убит.
Местные жители начали нападать на лишившихся защиты евреев, и те были вынуждены бежать в Селевкию. Через несколько лет в Селевкии вспыхнула старая вражда между греко-сирийцами и евреями, в результате чего погибли тысячи евреев. Оставшиеся в живых снова бежали в Нецивин и Неардею. С течением времени часть евреев вернулась в Суру.
Несмотря на преследования, в Вавилонии среди иноверцев существовала определенная тенденция к сближению с евреями. Одним из удивительных явлений того времени был переход в иудаизм членов царской династии небольшого государства Адиабены в Месопотамии.
Царь Монбаз и его супруга Елена отправили своего сына Изата на воспитание ко двору одного из наместников. Там Изат тайно перешел в иудаизм и увлек за собой царицу-мать. После смерти Монбаза Изат стал царем Адиабены. Он во всеуслышание объявил о своем гиюре, и по его пути пошли остальные члены царской семьи. Изат правил двадцать четыре года, после него на трон взошел его брат Монбаз.
Царица Елена много лет прожила в Иерусалиме. В голодные годы она пожертвовала значительную сумму денег, чтобы помочь беднякам Иудеи. Царская семья сделала богатые подношения Храму. Когда царица Елена умерла, Монбаз перевез ее останки в Иерусалим и похоронил в мавзолее, построенном еще при ее жизни. Остатки захоронений царской династии Адиабены известны и по сей день под названием «царские гробницы».
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти