Темы: Греки, Ханука, Мировоззрение, Виктория Ходосевич
Когда греки захватили Храм, они разграбили и осквернили его, но не попытались разрушить. В отличие от Фараона, Амана и Гитлера греки не ставили своей целью физическое истребление евреев. Они хотели, чтобы Израиль отказался от веры в Творца и старались планомерно осквернить все, что было для евреев свято, вырвать из иудаизма сердце и смысл, уничтожить его духовный стержень и свести все к пустой внешней символике. Именно поэтому захватчики тщательно обыскивали Храм в поисках запечатанных первосвященником кувшинов с маслом для Меноры — ведь без масла свет Меноры, а, значит, и свет Торы погаснет. Греки понимали, что это единственный способ покорить евреев.
На иврите название Греции, Яван, записывается тремя «прямыми» буквами: йуд, вав и нун. Это отражает культуру и мировоззрение греков, их стремление к чистоте линий, лишенных подлинной субстанции, духовного наполнения. С этим и сражались Маккавеи. И потому первое, что они сделали, одержав победу, — очистили Храм и зажгли Менору.
Кто-то может спросить: «А что, собственно, плохого в греческом увлечении красотой, искусством и спортом?» Действительно, разве плохо звучит: «Мой сын архитектор», или «Мой сын скульптор», или даже «Мой сын — копьеметатель»?
Что означает для нас быть евреями? Не свели ли мы выполнение заповедей к пустым ритуалам? К сожалению, нередко случается, что мы покупаем дорогой футляр для мезузы, но экономим на самом свитке, приобретая дешевую ксерокопию. Или устраиваем пышные торжества по поводу бар-мицвы, но не даем сыновьям настоящего еврейского образования.
Какая ирония, что Ханука стала совершенно светским праздником! Мы обмениваемся подарками, жарим латкес, едим шоколадные монеты и крутим дрейдл. Но какой в этом смысл если многие евреи не понимают самой сути праздника?
Греки все же добились своего в какой-то мере?
В праздничной суматохе и погоне за подарками Ханука иногда теряет для нас свой духовный смысл и свет. А ведь именно с этим так отважно и неистово боролись Маккавеи.
Делать ли подарки на Хануку? Конечно! Но это далеко не главное. В этом году, зажигая ханукальные свечи, воспользуемся этой возможностью, чтобы вновь разжечь свою любовь к Торе. Сделаем это в честь победы Маккавеев и в честь своей собственной еврейской души!
Раби Шрага Симмонс, Aish.com
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти