Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Так ли важна тема разрушения и восстановления Храма?

Темы: Молитва Амида, Разрушение Храма, Еврейская молитва, Геула, Траур по Храму, Рав Арье Гальчук

Отложить Отложено

Шалом! Помогите пожалуйста разрешить следующее противоречие. С одной стороны, тема разрушения Храма необычайно важна. Около 2000 лет мы оплакиваем Храм и постимся на 9 ава. С другой стороны, в Амиде тема Храма стоит на последнем месте. В синагоге, как правило, приходится очень постараться, чтобы успеть помолиться о восстановлении Храма прежде, чем хазан начет повторение. Более того, этот отрывок не повторяется хазаном. Так настолько ли важна эта тема? Спасибо, Юрий

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Вы правы, тема разрушения Храма необычайно важна. Ведь, пока мы не забываем о разрушении Храма, остается надежда на его восстановление. Но в том, что в нашей молитве эта тема стоит на последнем месте, позвольте с Вами не согласиться. Напротив, большая часть молитвы Амида посвящается просьбе о скорейшем Избавлении. Мудрецы (Мегила 17 б-18а) даже усматривают в порядке благословений этой молитвы определенную последовательность этапов Избавления.

Вначале Земля Израиля снова станет давать свои плоды (девятое благословение Амиды — благословение урожайных лет), затем евреи вернутся в Землю Израиля (следующее благословение — «собирающий изгнанников»), затем будет суд над злодеями («верни наших судей…»), исчезнут предатели и вероотступники («а доносчикам пусть не будет надежды…»), и тогда праведники смогут поднять голову («опора и надежная защита праведников»), вновь будет отстроен Иерусалим («в Иерусалим, город Свой по милосердию Своему возвратись»), потомок царя Давида станет царем («росток Давида, раба Твоего, вскорости произрасти…»), вместе с ним придет молитва («услышь наш голос…»), и, наконец, возобновится служба в Храме («и верни служение в святую обитель Свою…»), а вслед за ней придет благодарность («благодарим мы Тебя…»). Как Вы видите, завершающей частью нашей молитвы (кроме просьбы о мире в последнем, девятнадцатом благословении) становиться просьба о возобновлении службы в Храме.

Если же Вы спросите, почему в молитве Амида нет прямой просьбы о восстановлении Храма, следует сказать, что, вслед за нашими пророками, составители молитвы не отделяли восстановление Храма от восстановления Иерусалима. В молитве Мусаф на праздники даже сказано: «И приведи нас в Цийон, город Твой, с ликованием и в Иерусалим, святой Храм Твой с радостью вечной». Пророк Ирмия оплакивал разрушенный Иерусалим, а вставка в молитву на девятое Ава говорит о том, как сожженный Город ждет своего восстановления. И в наше время остается причина для скорби, ведь большая часть Старого города вместе с Храмовой горой все еще не наша.

Если Вы не успеваете закончить молитву до начала повторения ее хазаном, Вам не нужно прерываться, Вы можете, не торопясь, дочитать ее до конца.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.