Темы: Молитва Амида, Разрушение Храма, Еврейская молитва, Геула, Траур по Храму, Рав Арье Гальчук
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Помогите пожалуйста разрешить следующее противоречие. С одной стороны, тема разрушения Храма необычайно важна. Около 2000 лет мы оплакиваем Храм и постимся на 9 ава. С другой стороны, в Амиде тема Храма стоит на последнем месте. В синагоге, как правило, приходится очень постараться, чтобы успеть помолиться о восстановлении Храма прежде, чем хазан начет повторение. Более того, этот отрывок не повторяется хазаном. Так настолько ли важна эта тема? Спасибо, Юрий
Шалом!
Вы правы, тема разрушения Храма необычайно важна. Ведь, пока мы не забываем о разрушении Храма, остается надежда на его восстановление. Но в том, что в нашей молитве эта тема стоит на последнем месте, позвольте с Вами не согласиться. Напротив, большая часть молитвы Амида посвящается просьбе о скорейшем Избавлении. Мудрецы (Мегила 17 б-18а) даже усматривают в порядке благословений этой молитвы определенную последовательность этапов Избавления.
Вначале Земля Израиля снова станет давать свои плоды (девятое благословение Амиды — благословение урожайных лет), затем евреи вернутся в Землю Израиля (следующее благословение — «собирающий изгнанников»), затем будет суд над злодеями («верни наших судей…»), исчезнут предатели и вероотступники («а доносчикам пусть не будет надежды…»), и тогда праведники смогут поднять голову («опора и надежная защита праведников»), вновь будет отстроен Иерусалим («в Иерусалим, город Свой по милосердию Своему возвратись»), потомок царя Давида станет царем («росток Давида, раба Твоего, вскорости произрасти…»), вместе с ним придет молитва («услышь наш голос…»), и, наконец, возобновится служба в Храме («и верни служение в святую обитель Свою…»), а вслед за ней придет благодарность («благодарим мы Тебя…»). Как Вы видите, завершающей частью нашей молитвы (кроме просьбы о мире в последнем, девятнадцатом благословении) становиться просьба о возобновлении службы в Храме.
Если же Вы спросите, почему в молитве Амида нет прямой просьбы о восстановлении Храма, следует сказать, что, вслед за нашими пророками, составители молитвы не отделяли восстановление Храма от восстановления Иерусалима. В молитве Мусаф на праздники даже сказано: «И приведи нас в Цийон, город Твой, с ликованием и в Иерусалим, святой Храм Твой с радостью вечной». Пророк Ирмия оплакивал разрушенный Иерусалим, а вставка в молитву на девятое Ава говорит о том, как сожженный Город ждет своего восстановления. И в наше время остается причина для скорби, ведь большая часть Старого города вместе с Храмовой горой все еще не наша.
Если Вы не успеваете закончить молитву до начала повторения ее хазаном, Вам не нужно прерываться, Вы можете, не торопясь, дочитать ее до конца.
С уважением, Арье Гальчук
Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»
Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Время молитвы «Шмонэ Эсрэ»
Рав Лейб Гельфанд
Четвертое царство будет сильным, как железо; и подобно железу, которое расплющивает, крошит и разбивает все, оно, как железо, которое все сокрушает, всех разобьет и сокрушит
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Ашкеназские евреи не устраивают в эти дни свадеб
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Реувен Куклин
А курятину и виноградный сок?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Неизвестный автор
Автор на сайте Toldot.ru. Часто отвечает на вопросы посетителей сайта.
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Арье Гальчук
Какую заповедь выполнил Каин?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.