Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли во время плавания слушать записи уроков Торы?

Темы: Кипа, Изучение Торы, Рав Лейб Нахман Злотник

Отложить Отложено

Давно хотел выяснить вот какой вопрос. Вообще известно, насколько важна каждая минута занятий Торой. Преувеличить невозможно. Дважды в неделю я посещаю плавательный бассейн, где в среднем провожу полтора часа. Могу ли во время плавания слушать записи уроков Торы, пользуясь водонепроницаемыми магнитофонными наушниками? Не мешает ли этому тот факт, что я и окружающие меня посетители бассейна не полностью одеты, что у меня нет покрытия на голове (разумеется, речь идёт о бассейне с раздельными часами для женщин и мужчин). И ещё один вопрос, пусть менее актуальный, но тоже интересно. Разрешено ли человеку слушать уроки Торы, обдумывать их или говорить о Торе, когда его стригут? С уважением, Дима

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Уважаемый Дима!

В законах о достойном отношении к словам Торы существует принципиальное различие между ситуациями, когда слова Торы произносят вслух и когда их обдумывают. Слушать уроки Торы, не произнося ничего вслух, — это мысленное изучение. Условия, необходимые для того, чтобы было разрешено изучать Тору мысленно, гораздо легче, чем условия, необходимые для изучения вслух. Но и мысленно изучать Тору запрещено в местах, где есть нечистоты и испражнения. Бассейн с раздельными часами посещения для мужчин и женщин не является местом, где запрещено обдумывать или даже произносить слова Торы. То, что и сам человек, и окружающие (того же пола) одеты только в одежду для плавания, не является помехой даже для того, чтобы было произносить слова Торы вслух.

Что касается головного убора, было бы верно пользоваться купальной шапочкой, так как в Шулхан Арухе (Орах Хаим 2) установлено, что запрещено проходить более двух метров с непокрытой головой. А комментаторы приводят, что проходить даже меньшее расстояние и даже сидеть следует всегда с покрытой головой. Но по букве закона в бассейне нет обязанности покрывать голову, если учесть, что плавают обычно без головного убора. Но в этом случае произносить вслух слова Торы запрещено, как приводится в Мишне Бруре (2, 12). Однако слушать уроки Торы не возбраняется (см. Беур Галаха 73).

Во время стрижки, когда голова не покрыта, разрешено обдумывать слова Торы и слушать их, но не произносить самому. Но только при условии, что там, где происходит стрижка, нет нечистот и испражнений. Тому, кто стрижёт, если он касается корней волос, запрещено произносить слова Торы, но разрешено заниматься Торой мысленно. Если же он дотрагивается до волос только машинкой, ножницами или расчёской, а руками корней волос не касается, ему разрешено произносить эти слова вслух.

С большим уважением, Лейб-Нахман Злотник

Читайте: тема Изучение Торы

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.