Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нужно ли носить кипу в бассейне или когда спишь?

Темы: Еврейские законы, Кипа, Рав Яков Шуб, Богобоязненность, Головной убор, Обычай

Отложить Отложено

Здравствуйте, дорогие раввины. У меня вопрос. Как правильно носить кипу? Как быть в бассейне, в бане, купаясь в водоеме? Нужно ли по закону в ней спать? Л.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Л.,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем обратиться непосредственно к ответу на него, давайте попытаемся понять, в чем заключается смысл закона, предписывающего носить головной убор. Оговоримся сразу, что, в принципе, в качестве покрытия может выступать любой головной убор, однако многие носят традиционную шапочку (кипу).

В Талмуде (Кидушин 31а) рассказывается о Раве Уна, сыне рава Йошуа, который никогда не проходил более 4 амот (приблизительно 2 метра) с непокрытой головой. Свое поведение он объяснял так: Шхина (Б-жественное присутствие) — над моей головой, как же я могу не покрывать голову? Итак, мы видим, что головное покрытие как бы определяет границы человека и напоминает ему: существует что-то более важное, чем он, что-то выше его. Это приучает его к богобоязненности.

В этой связи в Талмуде (Шабат 156 б) сообщается: матери Рава Нахмана, сына Ицхака, предсказали, что, вне всяких сомнений, ее сын станет вором. Чтобы предотвратить это, она приучила сына все время носить головной убор — чтобы он постоянно ощущал страх перед Небесами. При этом сам Рав Нахман не знал, почему мать требует от него этого. Однажды головной убор упал, он посмотрел вверх и увидел гроздь фиников, свисавшую над его головой. Финики не принадлежали Раву Нахману, но он не устоял перед искушением, забрался на дерево и отведал чужих фиников. Только тогда Рав Нахман осознал силу дурного начала, заложенного в нем, и понял, насколько дальновидной была его мать, требуя, чтобы его голова всегда была покрыта — чтобы он всегда ощущал страх перед Небесами.

Строго по букве закона запрещено проходить более 4 амот (см. выше) без головного убора, не проходить без кипы и меньшего расстояния — это обычай благочестивых (минhаг хасидут). По некоторым мнениям, постоянное ношение головного убора является не только традицией, но и обязанностью; смысл ее — не уподобляться неевреям (ТАЗ 8:3). Кроме того, по всем мнениям необходимо покрывать голову, находясь в синагоге, изучая Тору, произнося благословения и т.п. (Шулхан Арух 91:3). Сегодня же принято, что мужчины покрывают голову постоянно. Что касается обычая спать в кипе, то это минhаг хасидут (Мишна Брура 2:11).

При этом в некоторых случаях, когда понятно, что это необходимо, разрешено снимать головной убор. Можно снимать его, например, при стрижке волос, плавании в бассейне или на море и т.п. (Мишна Брура 2:11, Шаарэй Тшува 2:2).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.