Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Пиркей Авот, Изучение Торы, Реувен Пятигорский
В прошлый раз в статье под этой рубрикой шел разговор о законах преподавания Торы. Приведем на эту тему несколько высказываний наших мудрецов из трактата Авот:
«Да будет твой дом домом собрания для учителей (мудрецов)» (1:4),
«Найди (сделай) себе учителя» (1:6),
«Изучение Торы да будет твоим постоянным занятием» (1:15),
«Невежда не боится греха; стыдливый не (может) научиться, вспыльчивый не (может) научить» (2:5),
«Если ты много занимался Торой, не считай это своей заслугой, ибо для этого ты и создан» (2:8),
«Усердно изучай Тору; знай, как возразить неверующему» (2:14),
«Кто мудр? Тот, кто учится у всех» (4:1),
«Не делай из слов Торы корону, чтобы возвыситься, или мотыгу, чтобы копать (чтобы ими зарабатывать)… Всякий, кто использует Тору для личной выгоды, лишает себя жизни» (4:5),
«Дорожи честью своего ученика, как своей собственной» (4:12),
«Переселись туда, где изучается Тора, не думай, что она придет к тебе сама» (4:14),
«Листай и перелистывай Тору, ибо в ней все, всматривайся в нее, старей и седей с нею, ибо нет ничего лучше ее» (5:22),
«Тот, кто изучил от другого один закон (Торы), один стих, одно изречение или узнал даже об одной букве, обязан его уважать» (6:3),
«Таков путь Торы: ешь хлеб с солью, пей немного воды, живи нелегкой жизнью — но трудись над изучением Торы» (6:4),
«Сказал раби Йосе бен Кисма: Шел я однажды по дороге, и повстречал одного человека. Он приветствовал меня, а я его. Спросил он: учитель, откуда ты? Ответил: из большого города мудрецов и знатоков (Торы). Сказал он: учитель, хочешь пожить в наших местах? я дам тебе тысячу золотых динаров, драгоценные камни и жемчуг. Ответил: мой сын, если даже ты мне дашь серебро, золото, драгоценные камни и жемчуг всего мира, то и тогда я буду жить только в месте, где изучают Тору. Ведь в час смерти нет с человеком ни серебра, ни золота, ни драгоценных камней, ни жемчуга. А лишь учение и добрые дела» (6:9).
Читайте: тема Изучение Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.