Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что делать, чтобы молитва была принята?

Темы: Рав Реувен Куклин, Мишлей, Молитва, Изучение Торы, Нефеш аХаим

Отложить Отложено

Шалом! Уважаемый р. Реувен, как понимать притчу — «Кто отклоняет ухо свое от слушания Торы — даже молитва его мерзость» (Прит. 28:9). С ув., Игорь

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Игорь!

Можно объяснить слова царя Шломо в соответствии с их простым смыслом: если человек не хочет слушать голос Всевышнего, Который обращается к нам в Своей Торе, то и Всевышний не будет слушать его голоса, мера за меру.

Но в книге Нэфеш а-Хаим разъясняется значительно более глубокий смысл этого стиха.

Известно, что, в соответствии с Традицией, над нашим материальным миром существует бессчётное число миров духовных, которые являются корнем материального мира (см. статью иудаизм и колдовство).

Рав Хаим из Воложина пишет в своей книге Нэфеш а-Хаим:

«Сокрытый высший корень святой Торы находится очень высоко над всеми мирами, как сказал Аризаль. Но она как бы спускается на землю и освещает её славой своей. И передал её Он, благословен Он, нам и насадил среди нас, чтобы держались мы за Древо Жизни и поддерживали его. Поэтому сила и существование всех миров зависит только от того, насколько мы стремимся к Торе, занимаемся ею и размышляем о ней, и держится только на этом. Если мы занимаемся ею, и держимся за неё, и поддерживаем её так, как должно, не расслабляясь никогда, мы пробуждаем ёе высший корень — источник святости и благословения — и привлекаем благословение и вечную жизнь».

Основываясь на этом, рав Хаим продолжает — и говорит страшную вещь:

«Если бы в этом мире случилось так, что хотя бы одно мгновение евреи не учили Святую Тору и не размышляли над ней, немедленно в то же мгновение все миры были бы разрушены и полностью перестали существовать, не дай Б-г. Не так обстоит дело с другими заповедями, даже с заповедью молитвы, потому что если бы весь Израиль, не дай Б-г, перестал молиться Всевышнему, миры не вернулись бы из-за этого в состояние хаоса. Поэтому молитва называется у наших мудрецов “временной жизнью”, а Тора называется “вечной жизнью”, как сказано в Талмуде (Шабат 10) — Рава увидел, что рав Амнуна долго молится, и сказал: “Оставляет жизнь вечную и занимаемся временной жизнью?”. Потому что молитва исправляет (духовные) миры, добавляет святость и благословение в установленное для этого время. Однако изучение Святой Торы поддерживает саму жизненную силу и существование миров, чтобы они не были разрушены. Поэтому человек обязан заниматься ею и размышлять о ней каждое мгновение, всегда, чтобы поддерживать миры и сохранять их существование в каждое мгновение. Более того, что касается молитвы, её действие зависит только от изучения Святой Торы, потому что без изучения Торы, не дай Б-г, она просто не будет услышана, как сказано: “Кто отклоняет ухо своё от слушания Торы — даже молитва его мерзость”. И в книге Зоар, на главу Микец, сказано: “Тот, кто хочет, чтобы Святой, благословен Он, принял его молитву, пусть приложит усилия к изучению Торы, потому что она — Древо Жизни”».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Чем человек подобен Б-гу?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.