Темы: Аман, Злое начало, Шломо, Мишлей, Эстер, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Объясните, пожалуйста, что значит «Ибо горящие угли собираешь ты на голову его». Спасибо. Бениамин
Шалом, уважаемый Бениамин!
Вы упоминаете очень известное и столь же интересное изречение царя Шломо. В предыдущем стихе (Мишлей 25:21) он дает мудрый совет: «Если твой враг голоден — накорми его хлебом, если испытывает жажду — напои его водой». И затем: поступая так, ты как будто собираешь горящие угли на его голову — то есть, этот прием будет надежно сдерживать врага. Ведь, невольно испытывая благодарность, он не сможет вредить тебе так, как прежде.
Кроме того, здесь имеется в виду и нечто сверхъестественное — даже тот враг, который неспособен на чувство благодарности (тем более, если и мы не заинтересованы в примирении с ним), не сможет вредить нам, потеряет необходимые ему для этого силы, если мы сумеем накормить его. Именно этим советом воспользовалась в свое время царица Эстер, пригласив злодея Амана на пир вместе с царем. Хотя Талмуд говорит и о других соображениях, которыми она руководствовалась, это было одним из них — она знала, что таким образом Аман потеряет силу вредить ей. А поскольку его замысел — погубить всех евреев империи — представлял опасность и для неё (пусть Аман и не знал, что царица — еврейка), она рассчитывала, что теперь этот замысел будет расстроен, как в результате и вышло.
В Мидраше Тэилим (34) мудрецы приводят еще одну трактовку этого стиха: если дурное начало одолевает тебя — накорми его «хлебом Торы» и напои его «водой Торы». Тора неоднократно сравнивается в наших книгах с хлебом и водой — тем, что жизненно необходимо человеку. И, как известно, Тора — лучшее (и, пожалуй, единственное надежное) средство, с помощью которого можно одолеть стремление к злу и направить свои внутренние силы на добро.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Куклин
Не забудь стереть память...
Рав Реувен Пятигорский
Рав Бенцион Зильбер
При чём тут уши?
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Бенцион Зильбер
Подготовка к «конкурсу на замещение должности царицы» проводилась в три этапа.
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.