Темы: Рав Реувен Куклин, РАМХАЛЬ, Качества Творца, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав, в Торе написано, что Б-г создал человека по подобию Своему. Недавно нашла, что в 13 принципах иудаизма по Рамбаму говорится, что Б-г не имеет вообще никакого подобия. Как разобраться? Может, я не так поняла текст. И есть ли вообще в иудаизме какое-нибудь представление, как выглядит Б-г? Анна
Уважаемая Анна,
Бесспорно, Б-г не имеет никакого «подобия», как пишет Рамбам в третьем принципе веры: «Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, бестелесен, и к Нему не относятся свойства материи, и нет у Него никакого образа». И об этом ясно говорит пророк Йешаягу (40, 18—19): «Кому же уподобите вы Б-га? И какой образ сопоставите с Ним?». Сам Творец предостерегает нас (Дварим 4, 15): «И берегите себя очень ради душ ваших, ибо не видели вы никакого образа в день, когда говорил Господь вам на Хореве из среды огня».
Более того, необходимо знать, что у Творца не только нет никакого «образа», но и сущность Его совершенно непостижима. Рамхаль пишет в первой главе книги «Путь Творца»: «Истинная суть этого Сущего ни для кого, кроме Него, совершенно непостижима». Но, хотя сущность Творца непостижима, Рамхаль в книге «Основы» сообщает о Нём несколько важных сведений.
Он пишет: «Прежде всего, необходимо знать, что есть один Сущий, Господин всего существующего. Он произвел все Бытие по Своей воле и поддерживает его существование всё то время, пока желает. И Он властвует надо всем абсолютной властью. Этот Сущий есть Б-г, благословенно Его Имя. Этот Сущий абсолютно совершенен, в Нём нет никакого недостатка ни в коей мере. Он не зависит ни от кого другого, и никто не воздействует на Него. Существованию Б-га нет начала и нет конца. То есть, Он не возник из небытия, и никогда не прекратит существовать, но всегда был и всегда будет, и Его исчезновение совершенно не возможно. Б-г — Причина всего сущего, но Он Сам не имеет причины. Его существование является необходимым само по себе. Еще необходимо знать, что Б-г не имеет абсолютно никакой структуры или множественности. Он абсолютно прост, Он не обладает никакими физическими свойствами. К Нему не относятся никакие пределы или границы, ассоциации или природные законы. И необходимо знать, что истинная сущность Б-га абсолютно непостижима. Нет у неё никакого подобия, ни с чем сотворённым, и ни с какой из вещей, создаваемых воображением или познаваемых разумом».
В книге Адир ба-Маром Рамхаль пишет следующее: «Когда мы говорим о Творце, несомненно, мы имеем в виду не Его сущность, а только Его деяния». Подобно этому пишет Виленский Гаон в комментарии на Книгу Зоар (Рая Меэмна, глава Бо): «Это великий принцип, что запрещено нам думать о Его сущности, а только о Том, как открывается Он перед нами в Своих делах».
Поскольку нет никакой возможности постичь сущность Творца, у Него нет никакого «собственного» имени (см. «Как зовут Б-га?»). Ведь каждое имя это какое-то определение того, что мы называем этим именем. Мы называем Всевышнего различными именами лишь в связи с тем, как Он открывается нам в Своих действиях. Это подробно объясняет рав Хаим из Воложина в книге Нэфеш а-Хаим (2, 2—3).
Теперь мы знаем, что везде, где говорится о Творце, речь идёт только о Его действиях. Это поможет понять, что имеет в виду Тора, когда говорит, что Творец создал человека по Своему образу и подобию. Подробнее об этом см. «Как понять, что Всевышний создал человека по образу и подобию Своему?».
С уважением, Реувен Куклин
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Натан Агрес
Творцу нет дела до сотворенного Им мира?
Рав Натан Агрес
Рав Натан Агрес
Как ответить?
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Меир Мучник
Это проявилось уже на самых ранних стадиях развития человечества!
Екатерина Орехова,
из цикла «Йога и Идолопоклонство»
Продолжим тему совместимости занятий йогой с духовным развитием в рамках иудаизма (хотя, впрочем, не только в рамках иудаизма, так как известно, что запрет идолопоклонства распространяется на всех сыновей Ноаха, то есть неевреев тоже
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Мысли о Б-ге и о человеке»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Сегодня астрология популярна как никогда. Однако следует помнить, что она имеет много общего с желанием установить контакт с «посредниками» Творца — солнцем и звездами. Первый еврей, праотец Авраам, продемонстрировал миру, что нет никого кроме Б-га, и что следует служить лишь Творцу.
Рав Реувен Куклин
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.