Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Разрешает ли иудаизм изучать трансерфинг реальности?

Темы: Успех, Идолопоклонство, Колдовство, Жизнь, Чувства и разум, Вера, Терпение, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Шалом рав. Можно ли изучать трансерфинг реальности? И не противоречит ли это иудаизму? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Спасибо за Ваш вопрос.

Итак, что такое «трансерфинг реальности»?

Эзотерическое учение о «технике, способной концентрировать энергию мыслей для претворения желаемого варианта развития событий». Автор получил свои идеи во сне от «Смотрителя» или «Хранителя Древнего знания». Главная идея: человек способен управлять реальностью с помощью мысли на метафизическом уровне. Для этого он должен постоянно размышлять и принимать верные решения. Ибо «вселенная состоит из многомерного пространства вариантов, из которого отдельный человек материализует один вектор с помощью мыслей или идей (автор использует понятие “мыслеобразы”). Человек конструирует и управляет своей индивидуальной реальностью для достижения цели, а также постоянно изменяет межличностное пространство».

Ну что тут сказать? Можно было нахмуриться и строго заявить, что это идолопоклонство — во-первых, провозглашать идеи от имени какого-то «Смотрителя» или «Хранителя Древнего знания», от которого они якобы получены; во-вторых, думать, что человек может по своему усмотрению изменять реальность — становясь чуть ли не «богом».

Но больше склонен сказать, что для таких обвинений всё это как-то по-детски: слишком эти идеи похожи на взятые из современных фэнтези и комиксов, из сказок, в которых можно покататься на луне и поймать перо Жар-птицы. И, главное, сказать: «По щучьему велению, по моему хотению» — и всё именно так случится. Нет, не по щучьему велению, и не по велению старика Хоттабыча — по моему собственному, такими я обладаю способностями! Своей мыслью могу реалиями двигать, даже без волшебной палочки! От Учителя во сне технику перенял — а может, целый курс обучения прошел в Хогвартсе или у джедаев?

Вот и оценки даже просто современных критиков в соответствующем духе: «Вы скажете: бред. Да, бред, и написано как типичный бред — чуть получше цикла книг о лесной ведунье Анастасии, чуть похуже Кастанеды, из которого тырит охотно и щедро».

Так что вопрос тут скорее: почему кто-то вообще склонен такому верить и принимать всерьез?

Ответ прост и определяется самой книгой, излагающей это учение: «Эта техника позволяет каждому изменить свою жизнь к лучшему и обрести счастье».

Вот оно в чем дело. Хорошей жизни и счастья хотим. Очень сильно мечтаем. А как добиться на практике? В реальной жизни достаточно быстро выясняется, что никто нам это счастье не поднесет на тарелочке с голубой каемочкой, что за всё нужно биться. И даже когда бьешься, то слишком часто даже не за рай, а за элементарное выживание. Никакого тебе быстрого взлета, ни американской или еще какой-то мечты, мол, если трудишься, то всё сумеешь и получишь. Нет, трудишься, выбиваешься из сил, а ситуация никак не меняется к лучшему, а то и вовсе наоборот… Что же делать? Неужели так и не добьюсь счастья?

И тут приходит чудесное учение и говорит: добьешься, я знаю секрет, следуй за мной!

О, вот хоть какая-то надежда! А то больше-то не видно, на кого надеяться.

Ибо современный мир утратил, во-первых, серьезную веру в Б-га, Который либо в конечном итоге всё даст, либо, даже если не дает, то потому, что подвергает испытаниям, или потому, что как Отец воспитывает нас, тренирует и не балует, для нашего же блага.

Во-вторых, — общину, в которой вместе в этого Б-га верят и поддерживают друг друга и идеологически, и практически.

В-третьих, — понимание, что жизнь вовсе не обязана быть сахаром, а если и придет какой-то успех или достаток, то необязательно сразу, тут терпение нужно.

Вот человек и думает: если еще не добился какого-то уровня комфорта и вообще «успеха», что-то тут не так, надо срочно как-то изменить ситуацию, иначе ты лузер.

Нет, не станем ностальгировать о прошлом, когда было трудолюбие, неприхотливость, терпение и взаимопомощь. Тогда жизнь была такой суровой, что всё это было просто необходимо, и мы, нынешнее поколение, там банально не выжили бы. Нет, порадуемся современной жизни, в которой условия гораздо мягче и такое изобилие всего.

Но и констатируем факт: когда какой-то мускул не нужно так интенсивно использовать, он атрофируется. Вот и все «мускулы» трудолюбия, терпения и взаимопомощи атрофировались, люди «избаловались» и хотят легкой и комфортной жизни здесь и сейчас. Тем более что реклама и все полные магазинные полки, и все проезжающие мимо машины крутых марок ее предлагают и подразумевают — если только есть деньги. А их-то и нет. Когда же будут???

И вот — быстрое решение. И понятный диагноз психологов:

«Трансерфинг нацелен на желания, а не на действия, он призван быстро и с минимальными затратами решать житейские проблемы. Учение трансерфинга ориентировано на традиционные буржуазные ценности “успешности” (карьера, достаток, потребление и комфорт) со смещением акцентов в сторону популярных в современном обществе ценностей индивидуализма, саморазвития, наслаждений, что объясняет его успех у молодёжи. В условиях деконструкции культуры и вакуума в мировоззрении, когда социальная реальность характеризуется “симулятивной пустотой” и не доступна для понимания обычному человеку, индивид полагается только на свои силы, стремясь стать “творцом” собственной жизни. Эти обстоятельства способствуют привлекательности сомнительной концепции трансерфинга, который заполняет “пустоту смыслов” нереальными мечтами и желаниями».

Так что это даже не столько грех с точки зрения Торы, сколько просто наивность и ребячество с точки зрения житейской логики. И симптом общества, утратившего структуру и ориентиры, в результате чего отдельный человек часто чувствует себя «осиротевшим» и не знает, куда податься и как справиться. Вот и легко ведется на всякую ерунду. Да, надо изучать Тору, обретать понимание, что такое жизнь, с какой целью Б-г ее создал, а также найти общину, наставников, людей, на поддержку которых можно положиться. Тогда есть шанс, что жизнь станет осмысленней, а то и лучше.

Ну, и без всяких таких эзотерических учений и откровений можно заниматься самовнушением — психологически себя настраивать: я способный, я смогу! Не альтернативную реальность создать, а в этой, нашей реальности чего-то добиться. Только помнить, что это не волшебное заклинание и помогает не всем и не всегда. Зависит от того, какой тут человек, какие обстоятельства, а главное — помогает ли Б-г, решает ли, что так должно быть. Ведь в конечном счете всё зависит от Него. И, если Он решит, то не по щучьему или трансерфинговому, а по Его велению что-то изменится.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.