Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что значит «высчитывать времена»?

1. Сказано в Писании: «Не гадайте и не высчитывайте времена». Что значит «гадать»? Если человек думает так: «Поскольку у меня изо рта выпал хлеб…», или: «Поскольку у меня из рук выпал посох…», или: «Мой сын позвал меня сзади…», «Ворон закричал…», «Олень перебежал мне дорогу…», «Змея появилась справа от меня…», «Лисица появилась слева от меня…» — «…из-за этого я не отправлюсь в путь, поскольку мне не будет удачи». И также слушать пение птиц и говорить: «Будет то-то, а того-то не случится», «Хорошо бы сделать то-то, а того-то делать не стоит». И также, если человека просят вернуть долг, а он говорит: «Пожалуйста, оставь меня, ведь сейчас утро, а я не хочу начинать день с выплаты». И также если он говорит: «Ведь сейчас исход Шаббата», или: «Сейчас Рош-Ходеш». И также если человек говорит: «Этого петуха надо зарезать, поскольку он кричал вечером», или: «Нужно зарезать эту курицу, поскольку она кричала по-петушиному»; все это и все подобные вещи запрещены. И тот, кто делает что-либо из этого, нарушает запрет из Торы. Некоторые говорят, что если он не объясняет, почему именно должны зарезать этого петуха или курицу, а говорит просто: «Зарежьте эту курицу или этого петуха», — то в этом случае разрешается их зарезать. И принято полагаться на это разрешение.

2. Сказано в Талмуде: «Дом, ребенок и женщина — хотя это не гадание, “это знак”.» Имеется в виду, что, если человек построил дом, или у него родился ребенок, или он женился, то, если после этого ему три раза подряд что-то удалось или, наоборот, не удалось, это для него знак на будущее, и он может сказать, например: «Этот дом принес мне удачу». И также разрешается спросить ребенка, какой стих он сейчас изучает, и полагаться на это, решая, что и как следует сделать, поскольку это в какой-то степени пророчество. Некоторые говорят, что разрешается придумать себе знак на основе того, что случится в будущем, как сделал Элиэзер, раб Авраама, или Йеhонатан, сын Шауля; некоторые же запрещают это. Человек же, живущий бесхитростно и полагающийся на Б-га — милость Его будет окружать его.

3. Что значит «высчитывать времена»? Этим занимается человек, который определяет подходящие времена, то есть смотрит на положение звезд и говорит: «Такой-то день хорош, а такой-то плох, в такой-то день следует сделать то-то, а такой-то год или такой-то месяц не подходит для того-то». К обычаю же жениться только в дни, когда луна прибавляется, не относится запрет гадать и высчитывать времена, поскольку это делают только ради доброго знака, точно так же, как помазание царя на царство устраивают около реки, чтобы это было знаком того, что царство его будет продолжаться вечно, как течет вода, также с свадьбу устраивают в дни прибавления луны для доброго знака: в это время луна становится полнее. Но, тем не менее, откладывать свадьбу ради этого не следует, и тем более не следует ради этого устраивать свадьбу слишком рано, пока невеста находится еще в состоянии ниды.

И также принято начинать занятия Торой в Рош-Ходеш. И некоторые оправдывают также обычай, по которому этого не начинают в понедельник и среду.

4. Слово «меонэн», которое мы перевели как «высчитывающий времена», мудрецы наши благословенной памяти переводят еще и по-другому, производя это слово от корня «аин», глаз, и говорят так: «Что такое “меонэн”? Это человек, который отводит глаза». То есть речь идет о человеке, который как бы закрывает людям глаза, то есть обманывает их так, что им кажется, что он сделал нечто сверхъестественное — а на самом деле он ничего такого не сделал, а просто ловкостью рук и уловками обманул их. И те шуты, которые занимаются такими вещами на свадьбах, нарушают запрет из Торы; те же, кто велят им так сделать, нарушают запрет: «…перед слепым не ставь претыкания». И поэтому тот, кто в состоянии воспрепятствовать этому, обязан это сделать, и уж тем более запрещено смотреть на них. Если же это делает нееврей, посмотреть на это разрешается.

5. Запрещено обращаться к колдунам. Это можно сделать только в случае смертельной опасности, или если он заболел из-за колдовства или каких-то злых сил, разрешается ему излечиться с помощью колдуна-нееврея.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.