Темы: Потомство, Мудрость, Еврейские качества, Характер, Праотцы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЭто правда, что евреи или гениальные (стремятся к обучению и т.д.), или полные дураки (работают посудомойщиками и дают всем советы)?
Здравствуйте!
Дороги, которые мы выбираем
Как мы бы того ни хотели, но хорошо известно, что однородного общества не бывает. А процент гениев и нобелевских лауреатов может зависеть от многих факторов. Причиной может быть установка на учебу во всех без исключения слоях населения. К этому можно добавить и внешние стимулы, а именно — условия существования, в которые поставлен народ (в нашем случае — черта оседлости, погромы, запрет на большинство профессий и ремесел и т. д.).
Когда создавалось государство Израиль, по миру гуляло несколько шуток. Первая — что создание государства Израиль станет концом феномена еврейского гения, потому что появится необходимость в евреях-дворниках и еврейках-шахтерах.
Также подшучивали, что Израиль станет страной с мощным интеллектуальным потенциалом и слабой армией белоручек. А получилось все наоборот — сильная армия и практически полное отсутствие тех же нобелевских лауреатов среди израильтян.
Но, как упоминалось выше, все зависит лишь от культивирования и установления приоритетов в жизни. Стоит привить человеку безграничную любовь к тяжелой атлетике, и получите олимпийского чемпиона Жаботинского — гору мышц из белка и стероидов (после завершения спортивной карьеры он как раз стал давать всем советы, работая военным советником на Мадагаскаре). Но стоит привить любовь к учебе и духовности, как получите немало мудрецов, ну, или хотя бы ученых.
И, всё же, дерзну недемократически предположить, что не все в жизни зависит от воспитания или правильно выбранных приоритетов. И в случае с народом Израиля всегда нужно учитывать «погрешность» на духовный аспект. А основание для подобного предположения дает мне изречение наших мудрецов: «Когда Всевышний наделяет человека величием, это становится не только его личным наследием, но и наследием его сыновей и прочих потомков» (Мегила 13 б). А вот и иллюстрация, к этому высказыванию.
Римскую империю, наверное, величайшую, из всех существовавших, пророк Овадья называет ничтожной. И вот почему. Оказывается этой империей, практически никогда не правили царские династии. То есть, цари и императоры были, однако должность эта была выборной. Каждый раз элиты общества решали, кто лучше подходит на роль руководителя империи.
Такое положение выглядит логичным и полезным, но, как следует из пояснений комментаторов, здесь есть и недостаток: в этой империи никогда не было царей, способных создать достойную династию. А когда у императора, каким бы он ни был способным и великим, нет наследника, достойного его престола, — это ли не проклятие? А отсутствие способности создать крепкую царскую династию наши мудрецы связывают с отсутствием поддержки Всевышнего. То есть, император он, может, и эффективный, но есть индикация, что его не принимают и не любят Небеса. Значит, презрен.
Праотцы народа Израиля — Авраам, Ицхак и Яаков — первыми вступили на путь признания Творца и служения Ему. И в заслугу совершенных ими великих изменений Творец наградил их величием, во множестве его проявлений. Это величие, полученное по заслугам, они и передали — в виде возможности — своим потомкам, до конца всех поколений.
Так что, может быть, не все дело только в выборе соответствующего вектора…
Ну, а пока что в Израиле всё «становится на свои места». И израильские евреи в неравной конкурентной борьбе постепенно уступают места уборщиков, строителей и водителей общественного транспорта местным арабам (наверное, у израильтян приоритеты неправильные). И, если все продолжится в таком ключе, то скоро некому будет давать нам советы.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский
Авраам, родился в 1948 году от Сотворения мира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Арье (Лев) Кацин
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Бенцион Зильбер
В каком случае грехи отца ложатся на сына? А на дочь?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Яков Шуб
А если эти дети — мамзеры?
Журнал «Мир Торы»
Из многих книг еврейских мудрецов известно, что ешивы существовали в мире с самых древних времен. Еще до рождения наших праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова, до начала истории еврейского народа
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.