Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как Моше позволил себе в гневе кинуть Скрижали оземь, ведь они обладали святостью!?

Темы: Золотой телец, Свиток Торы, Моше, Идолопоклонство, Скрижали Завета, Святость, Спасение жизни

Отложить Отложено

Шалом! Как Моше позволил себе в гневе кинуть скрижали оземь, ведь это святая вещь!? Даже если в синагоге падает свиток Торы, вся община постится. Владимир

Отвечает рав Нахум Шатхин

Уважаемый Владимир,

Сказано: «И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горою» (Шмот 32:19).

Поясняется в талмудическом трактате Йевамот (62а), что Моше собственноручно разбил Скрижали. Когда он спустился с горы Синай и увидел, что евреи сделали золотого тельца, то пришел к следующему выводу. Закон гласит, что вероотступнику запрещено есть от пасхальной жертвы. Тем более Тора будет запрещена всему народу Израиля из-за того, что они стали поклоняться идолу. Придя к такому выводу, Моше решил разбить Скрижали Завета.

В мидраше «Шмот Рабба» (46:1) также сказано, что Моше самостоятельно принял решение разбить Скрижали. Дарование Торы являлось эрусин Всевышнего с народом Израиля. Чтобы аннулировать эрусин Моше решил разбить Скрижали. И теперь идолопоклонство народа Израиля, пусть и рассматривалось как «разврат», но не было таким страшным нарушением как измена замужней женщины.

Комментаторы задаются вопросом: как Моше позволил себе разбить Скрижали Завета, обладавшие святостью? Ведь сказано в трактате Санхедрин (56а): тот, кто вонзает нож в страницу свитка Торы, где написано одно из имен Всевышнего, нарушает запрет: «Не делайте подобного для Господа, Б-га вашего…» (Дварим 12:4).

Буквы, порхающие в воздухе

Как оказывается, ситуация с разбитыми первыми Скрижалями Завета не совсем однозначная. В Иерусалимском Талмуде, в трактате Таанит (4:5) приводятся три мнения о том, что произошло: Скрижали сами упали и разбились; Моше разбил их намеренно; Сам Всевышний приказал Моше бросить Скрижали наземь.

Разумеется, если Скрижали выпали из рук Моше, проблем с попиранием святости Скрижалей не возникает. Тем более, если Моше выполнял повеление Всевышнего. Нас интересует лишь ситуация, которая возникла, если Моше сам принял решение разбить Скрижали; об этой ситуации говорят Вавилонский Талмуд и мидраш, см. выше.

Поясняет «А-Рокеах»: из-за греха золотого тельца буквы, которыми были начертаны Десять Речений, покинули Скрижали и запорхали в воздухе. Когда же букв не стало, то и святость Скрижалей улетучилась. Поэтому Моше мог их разбить. А в комментарии «Мошав Зкейним» (сборник комментариев Баалей Тосафот и других мудрецов) сказано, что Моше старался как можно быстрее добраться до стана Израиля, чтобы остановить служение тельцу. К тому времени на Скрижалях уже не оставалось букв, действие чуда прекратилось и к Скрижалям вернулся их естественный — немалый — вес. Эти отяжелевшие и потерявшие святость Скрижали Моше бросил на землю. Наши мудрецы выводят отсюда закон: если человек спешит спасать других евреев, он может бросить даже свиток Торы, замедляющий его передвижение.

Хатам Софер задает еще один вопрос: почему буквы вспорхнули не сразу после того, как Всевышний сообщил о золотом тельце, а только когда Моше приблизился к стану Израиля? И приводит ответы, из которых следует, что, поскольку Скрижали были творением Самого Всевышнего, то Святость Скрижалей начала удаляться, только когда Моше приблизился к месту, где поклонялись идолу, — под воздействием присутствующей там духовной нечистоты.

Хатам Софер также объясняет, почему нельзя было сохранить Скрижали и даровать Тору колену Леви, которое не участвовало в создании тельца.

Он говорит: весь народ Израиля является одной целостной душой, состоящей из шестисот тысяч отдельных душ. Как известно, таким духовным объемом обладала душа Адама — первого человека. И в Торе — такое же количество букв. Но создание золотого тельца нарушило целостность единой еврейской души, которая больше не могла воспринять и вместить в себя святость Торы. Именно поэтому Всевышний сказал Моше, что Он хочет произвести новый народ от него (Дварим 9:14).

Поясняют наши мудрецы (Брахот 7а): речь шла именно о новом народе, насчитывающем не менее шестисот тысяч человек. И это понятно, ведь в среде меньшего числа еврейских душ, например, только среди людей колена Леви, Шхина не может присутствовать. А без этого невозможно принятие Торы.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.