Темы: Потомство, Заповеди, Рав Яков Шуб, Плодитесь и размножайтесь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто значит выполнить заповедь плодитесь и размножайтесь?
Большое спасибо, что обратились к нам.
В Талмуде (Йевамот 61 б) приводится несколько мнений о том, сколько детей и какого пола должно родиться, чтобы заповедь плодиться и размножаться считалась выполненной. Давайте перечислим их:
1. Один мальчик и одна девочка, подобно тому, как было при сотворении мира, когда Всевышний создал мужчину женщину. Как сказано: «Мужчиной и женщиной, сотворил их и благословил их, и нарек им имя Адам (человек) в день сотворения их» (Берешит 5:2).
2. Два мальчика, как у Моше Рабейну, у которого было всего два сына — Гершом и Элиэйзер.
3. Два мальчика и две девочки, как у Адама и Хавы: у них родились два мальчика, Каин и Эвель, и с каждым из них родилась сестра.
4. Или один мальчик, или одна девочка, поскольку так выполняется «минимальными средствами» желание Творца, чтобы этот мир наполнялся Его созданиями. Как сказано: «Ибо так сказал Господь, Сотворивший небеса, Он — Б-г, образовавший землю и Создавший ее, Он образовал ее, чтобы населить» (Йешая 45:18).
В конечном итоге закон установлен в соответствии с первым мнением. Т.е. для выполнения заповеди плодиться и размножаться достаточно, чтобы родились один мальчик и одна девочка (Шулхан Арух, Эвен а-Эзер 1:5).
Стоит отметить: существуют также некоторые дополнительные условия, при которых заповедь плодиться и размножаться считается выполненной:
— Мальчик и девочка, которые родились, могут (с физиологической точки зрения) иметь детей (Шулхан Арух, Эвен а-Эзер 1:5).
— Даже если потом мальчик и девочка вступили в брак с людьми, которые не могут иметь детей (соответственно, у них не будет потомства) или вообще не создали семью, заповедь все равно считается выполненной (Хелькат Мехокек, Эвен а-Эзер 1:6, Бейт-Шмуэль 1:8); но некоторые галахические авторитеты сомневаются, можно ли в этом случае считать заповедь выполненной (см. Питкей Тшува 1:8).
— Если мальчик и девочка умерли при жизни отца и не оставили после себя детей, заповедь считается невыполненной (Шулхан Арух, Эвен а-Эзер 1:6).
— Однако, если после смерти и мальчик, и девочка оставили после себя детей, каждый — минимум одного мальчика и одну девочку, заповедь считается выполненной.
— Даже если мальчик и девочка глухие, душевнобольные или мамзеры (родились от запрещенных связей), заповедь считается выполненной.
— Выполнил ли заповедь гер, у которого родились мальчик и девочка до гиюра? Согласно одному мнению, заповедь считается выполненной только при условии, что дети прошли гиюр вместе с ним (Рамбам, Шулхан Арух, Эвен а-Эзер 1:7). Согласно другому мнению, заповедь считается выполненной, даже если дети не прошли гиюр (респонс Маариля 196, Беур а-Гро 1:17).
Но даже если человек уже выполнил заповедь плодиться и размножаться, он не должен останавливаться на этом, как сказано: «С утра сей семя, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо» (Коэлет 11:6). Талмуд (Йевамот 62 б) делает отсюда вывод, что даже после того, как человек выполнил заповедь плодиться и размножаться, он все равно должен стараться привести в этот мир еще детей. Только теперь это предписывается не Торой, а мудрецами.
Кроме того, тот, кто «не останавливается на достигнутом», выполняет желание Всевышнего, чтобы этот мир наполнялся Его созданиями, как сказано: «Ибо так сказал Господь, Сотворивший небеса, Он — Б-г, Образовавший землю и Создавший ее, Он утвердил ее, не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить» (Йешая 45:18). Т.е., увеличивая число детей, человек воплощает непосредственный замысел Творца при создании этого мира. Это также является предписанием мудрецов.
Заповедь Торы плодиться и размножаться дана только мужчине, но, разумеется, ее невозможно выполнить без участия женщины. На женщине лежит обязанность (предписание мудрецов) выполнять волю Всевышнего, наполняя мир Его созданиями, см. выше.
С уважением, Яков Шуб
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Кто обязан плодиться и размножаться?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Бенцион Зильбер
В каком случае грехи отца ложатся на сына? А на дочь?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Заповеди Плодиться и размножаться, Обрезания, О клеветнике и О насильнике.
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Гади Поллак
Рав Меир Мучник
И какой в целом взгляд на сексуальные отношения: приносят они пользу человеку или вред?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.