Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография прозелита, который был пророком в период Первого храма. Он спрятал своих друзей, которых хотела казнить царица Изэвель

Овадья (עובדיה ум. в 3043 году /717 г. до н.э./) — пророк в период Первого Храма.

Гер из Эдома, страны потомков Эсава (Санхедрин 39б; Танхума, Тазриа 8; Ваикра раба 18:2; Раши, Овадья 1:1).

В Танахе о нем сказано: «Овадья был очень богобоязнен» (I Мелахим 18:3). А в Талмуде подчеркивается, что даже про праотца Авраама (см.) в Торе сказано просто «Теперь Я знаю, что ты богобоязнен» (Берешит 22:12), но не добавлено «очень», как по отношению к Овадьи (Санхедрин 39б).

Учился у пророка Элияу (см.) (Седер адорот 3021; Оцар ишей аТанах, Овадья).

После того, как в 3021 году /739 г. до н.э./ над северным царством — Израилем — воцарился Ахав, взявший в жены дочь финикийского царя Изэвель, Овадья стал главным смотрителем царского дворца в Шомроне (Самарии) (I Мелахим 18:3, Мецудат Давид; Седер адорот).

В период трехлетнего голода, наступившего по предсказанию Элияу в качества кары за грехи царя Ахава, идолопоклонница Изэвель повелела убить всех пророков Б-га. Но Овадья сумел спрятать сто пророков в двух пещерах, по пятьдесят в каждой, и кормил их (I Мелахим 18:3-4, Раши; Седер адорот). В те годы было крайне трудно обеспечить пищей такое количество людей, а еще труднее — водой. И хотя Овадья был очень состоятельным человеком, он растратил на пропитание пророков всё свое состояние, и вынужден был брать деньги взаймы (ИТ, Пэа 1:1; Шмот раба 31:4).

В заслугу спасения пророков Овадья удостоился дара пророчества (Санхедрин 39б), хотя, как правило, этого высочайшего духовного уровня способны достичь только те, кто рожден в еврейской семье (Раши).

В пророческой книге Овадьи предсказано конечное избавление еврейского народа и гибель потомков Эсава.[1]

В Талмуде переданы слова Творца: «Пусть придет Овадья, живший среди двух нечестивцев (имеются в виду Ахав и Изэвель) и не научившийся их поступкам, и изречет пророчество о нечестивце Эсаве, который жил среди двух праведников (подразумеваются Ицхак (см). и Ривка) и не научился их поступкам» (Санхедрин 39б, Раши).

Предсказание Овадьи начинается со слов: «Так сказал Г-сподь Б-г об Эдоме» (Овадья 1:1). И далее передано грозное предостережение, обращенное к Эсаву и его народу: «Из-за разорения брата твоего, Яакова (здесь предсказано разрушение Второго Храма; Радак), покроет тебя стыд, и ты будешь истреблен навсегда. …Ведь близок день Б-жьего [суда] над всеми народами: как поступал ты, так поступят с тобой, то, что ты заслужил, обратится на твою голову» (там же 1:10 и 1:15).

А для еврейского народа в тот грозный час «спасение будет на горе Сион, и станет она святыней, и получит народ Яакова во владение свое наследие. И будут потомки Яакова огнем, и потомки Йосефа — пламенем, а народ Эсава — соломой, и не будет уцелевшего в народе Эсава» (там же 1:17-18).

Тогда «изгнанное войско сынов Израиля …унаследует города Негева (т.е. места, где первоначально жили потомки Эсава; Раши), и взойдут спасенные на гору Сион, чтобы судить гору Эсава, и царство будет у Б-га» (там же 1:20-21).

Только пророк Овадья, происходивший из потомков Эсава, в точности и в подробностях знал о том, как в будущем Творец поступит с потомками Эсава, — но от остальных пророков эти подробности были скрыты (Зоар 1, 171а).

Пророк Овадья умер в 3043 году /717 г. до н.э./, одновременно с царем Ахавом (Зоар хадаш, Рут 82г).


 

[1] Согласно еврейской традиции, потомками Эсава-Эдома являлись римляне, разрушившие Храм и изгнавшие евреев со Святой Земли. А наследниками римской цивилизации стали христианские народы, истреблявшие и преследовавшие сынов Израиля в течение многих столетий (см. Радак и Мальбим, Овадья 1:1).

с разрешения издательства Швут Ами

Читайте: обзор темы Что такое пророчество и кто такой пророк?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…