Темы: Элиша, Шем, Аарон, Ханука, Коэн, Храм, Ноах, Мишкан, Чудеса, Пророки, Праотцы, Цари Израиля, Элиягу
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Алексей, и спасибо за интересный вопрос!
Наши мудрецы указывают множество подобных намеков в Торе. Правда, с Ханукой дело обстоит иначе, чем с Пуримом, когда мудрецы прямо спрашивают: где можно найти имя Амана в Торе? Мудрецы Талмуда нигде не спрашивают: где в Торе намек на Антиохуса? Или: где в Торе намек на Макабим? Однако есть много стихов в Танахе, связанных с Ханукой.
В Книге Шмуэля пророчица Хана возносит благодарность Всевышнему за то, что Он послал ей сына, будущего пророка Шмуэля (Шмуэль I 2). Вся эта песнь благодарности является пророчеством, и в ней Хана говорит о чудесах своей жизни, а также о чудесах, которые произойдут с народом Израиля в будущем. И в одном из стихов сказано так: «Луки героев ломаются, а слабые препоясываются силою» (Шмуэль I 2:4). Поясняют комментаторы, что здесь содержится намек на события, предшествовавшие чуду Хануки, когда малочисленные евреи одолеют войска огромной империи.
Однако существует намек не просто более раннего периода, а времен Потопа!
Комментарий «Имрей Ноам» поясняет на основании устной традиции, что из ветви оливкового дерева, принесенного голубем в Ковчег Ноаху, было сделано масло. Кувшин с оливковым маслом Ноах передал своему сыну Шему. Шем, он же Малкицедек, подарил этот кувшин Аврааму как приношение. От Авраама кувшин перешел к Ицхаку, а позже и к Яакову.
Когда Яаков переправлялся через ручей Яббок, то решил вернуться за малыми сосудами. Пишет «Сифтей Коэн» (к Берешит 32:25): «И остался Яаков один (левадо)» — толкуют наши мудрецы (Рабейну Бахье): не читай левадо (один), а читай ле-кадо (ради кувшина своего). Ради какого кувшина? Ради того кувшина, маслом которого помазывали Мишкан, сосуды и жертвенник, Аарона и его сыновей, а после — царей Израиля.
И по сей день он существует, и на него намекает Тора: «… масло это будет предназначено для священного помазания …» (Шмот 30:31). С этим кувшином связаны чудеса пророка Элиягу, совершённые у женщины из города Царфат, как сказано: «Мука в кувшине не иссякала, и масло во фляге не убывало…» (Млахим I 17:14). С ним же связано чудо пророка Элиши, когда маслом были наполнены все сосуды у вдовы Овадьи (Млахим II 2:1-7).
Когда осознал Яаков, как много чудес связано и будет связано с этим кувшином, то решил вернуться за ним, хотя это был риск для жизни. Сказал Яаков: «Кувшин этот — не мой он, а Всевышнего, разве вправе я оставить его?» А в ответ сказал Всевышний: «Ты готов был подвергнуть опасности свою жизнь ради Моего небольшого кувшина!? Я отплачу тебе тем, что Хашмонаим найдут этот кувшин с маслом, когда освободят Храм».
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли найти в Торе какую-то информацию, позволяющую предположить происхождение этого народа?
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Книга Царей (Млахим)»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Аарона, первосвященника и брата Моше Рабейну
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.