Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В Торе содержатся намёки на будущее...

Темы: Рав Реувен Куклин, Мегилат Эстер, Катастрофа, Шма Исраэль, Письменная Тора

Отложить Отложено

Почему в тексте Торы встречаются буквы, которые по размеру больше обычных или меньше обычных?

Игаль, Маалот

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Игаль!

В некоторых местах Торы, согласно традиции, идущей от Моше, определённые буквы пишутся больше или меньше обычных. Такое написание «намекает» на глубинные слои смысла Торы.

Так, например, в Криат Шма две буквы больше других, буква айн (в слове шма) и буква далет (в слове эхад). Вместе эти буквы составляют слово эд (свидетель). Написание этих букв «намекает», что, читая Криат Шма, мы свидетельствуем о единстве Б-га.

Приведу ещё один пример.

В Мегилат Эстер перечисляются десять сыновей Амана, которые были повешены. В этом перечне три буквы, входящие в состав имён сыновей Амана, меньше других, а одна буква большая.

ובשושן הבירה הרגו

היהודים ואבד חמש מאות איש

ואת פרשנדתא

ואת דלפון

ואת אספתא

ואת פורתא

ואת אדליא

ואת ארידתא

ואת פרמשתא

ואת אריסי

ואת ארידי

ואת ויזתא

Мы видим, что буква ת в слове פרשנדתא, и буква ש в слове פרמשתא , и буква ז в слове ויזתא маленькие, а буква ו в слове ויזתא большая.

На что это «намекает»?

Обратим внимание, что рядом с именем каждого сына Амана стоит слово את. Талмуд (Псахим 22б) сообщает нам правило: слово את (помимо своего грамматического значения) имеет значение «добавления». Что же «добавляет» слово את рядом с именами сыновей Амана?

Сразу после того, как десять сыновей Амана были убиты, Эстер просит у царя (9:13): «Если угодно царю, то пусть бы и завтра разрешено было Йеудеям, которые в Шушане, действовать по указу нынешнего дня; а десятерых сыновей Амана пусть бы повесили на дереве». Почему же так важно Эстер, чтобы дети Амана были повешены? Говорит Мидраш (Ялкут Меам Лоэз): здесь Эстер просит у Царя Царей [1] , чтобы в будущем [2] были повешены другие 10 ненавистников Израиля.

Произошло ли это уже? Если да, то когда?

Вернёмся к маленьким буквам. Приведём их по порядку, как они приводятся в тексте: תשז . Эти буквы намекают на дату [3] . Что же произошло в год תש''ז 1946 год по грегорианскому календарю? Мы видим удивительную вещь – в этом году проходил Нюрнбергский процесс и десять врагов народа Израиля были приговорены к повешению:

1. Риббентроп

2. Кейтель

3. Кальтенбруннер

4. Розенберг

5. Франк

6. Фрик

7. Штрайхер

8. Заукель

9. Йодль

10. Зейсс-Инкварт

Приведём отрывок из статьи в газете "Нью-Йорк Джорнал Амэрикан" за 16 октября 1946 года, где говорится о том, как приговор был приведён в исполнение:

"Место Геринга во главе взошедших на эшафот занял Иоахим Риббентроп, бывший министр иностранных дел Германии. Десять нацистских лидеров были повешены один за другим в пустом гимнастическом зале Нюрбергской тюрьмы...

Все десять нацистов постарались встретить смерть мужественно. Большинство выражало раскаяние, некоторые приносили покаяние Всевышнему. Единственным, кто остался верен нацистской идеологии до конца, был Юлиус Штрайхер. Он вёл себя наглее всех, и, поднимаясь по ступеням на эшафот, кричал во весь голос "Хайль Гитлер". Оказавшись лицом к лицу с петлёй, он вперил взгляд в офицеров союзных армий и в корреспондентов, представляющих мировую прессу – они сидели в ряд за маленькими столами вдоль стены. С ненавистью, горевшей в глазах, оглядел Штрайхер свидетелей происходящего и завопил: "ПУРИМ 1946 ГОДА!!!" В этот момент с грохотом открылся люк под его ногами. Верёвка с силой натянулась, и тело закачалось на весу...".

Выходит, маленькие буквы «намекают» на год, в котором произойдёт событие, связанное с повешением 10 сыновей Амана.

Что же обозначает большая буква ו? Дело в том, что в еврейской дате тысячелетие не обозначается, поэтому необходимо знать, к какому тысячелетию относится год תש''ז . Буква ו «сообщает», что речь идёт о шестом тысячелетии [4] .

С уважением,
Реувен Куклин

Смотрите :    Пурим и Нюрнбергский процесс.



[1] Мудрецы говорят, что каждый раз, когда в Мегилат Эстер упоминается просто «Царь», без имени Ахашверош, в тексте содержится «намёк» на Б-га

[2] Махар – «завтра» – иногда в Торе обозначает какой-либо день в будущем, см. Раши Шмот 13:14.

[3] В иврите у каждой буквы, кроме прочего, есть и цифровое значение. תש''ז обозначает 707, т.е. 707 год с этого тысячелетия (каждое тысячелетие счёт начинается заново, см. ниже).

[4] Буква вав обозначает число 6.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.