Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Германия, Рав Александр Кац
Раби Давид бар Авраам Оппенгайм (5424—5497 /1664—1736/ гг.) — один их духовных лидеров поколения.
Родился в Вормсе. Изучал Тору у р. Яакова Ашкенази-Зака из Вильно, отца Хахама Цви (см.).
В семнадцать лет женился на дочери королевского коммерческого советника Элиэзера-Липмана Акоэна из Ганновера. Был племянником казначея австрийского двора р. Шмуэля Оппенгаймера, умершего в 5463 /1703/, — получив от него наследство, р. Давид стал обладателем одного из крупнейших состояний в Европе.
Богатство сочеталось у р. Давида с величием в Торе: уже в двадцать лет он стал даяном (судьей), а в двадцать пять — главным раввином г. Никольсбурга (ныне Брно). Здесь он основал на свои средства ешиву, привлекавшую множество учеников. Вместе с тем, он пересылал значительные средства для знатоков Торы, живущих в Земле Израиля.
С юности он собирал старинные священные манускрипты и много путешествовал с этой целью. В его уникальной коллекции было семь тысяч редчайших книг и свыше тысячи рукописей — это собрание ныне хранится в Англии, в библиотеке Оксфордского университета.
После двенадцатилетнего пребывания в Никольсбурге р. Давид был приглашен занять пост раввина г. Праги, а затем и всей Богемии. Он стал одним из общепризнанных духовных вождей евреев Европы — из многих общин к нему обращались за разрешением спорных алахических проблем.
Уже в наше время его респонсы были собраны и изданы отдельной книгой под заглавием Нишъаль Давид (Был спрошен Давид).
Р. Давид Оппенгайм умер в Праге седьмого тишрея 5497 /1736/ года.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.