7 октября 2013 года, темы: Траур, Сефарды, Рав Овадья Йосеф
Еврейский народ понес тяжелую утрату. Сегодня в иерусалимской больнице «Эйн-Карем» на 93-м году жизни скончался великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства раввин Овадья Йосеф. Редакция Толдот. Ру скорбит со всем народом Израиля.
Р. Овадья Йосеф родился в Египте в 1920 году. Вместе с родителями в четырехлетнем возрасте он переехал в Эрец-Исраэль. Несмотря на то, что с детства р. Овадья был вынужден сочетать учебу с работой и помощью семье, он очень рано стал известен в качестве человека, обладающего феноменальными познаниями во всех аспектах иудаизма. Отмечают, что уже в возрасте 9 лет будущий лидер сефардского еврейства написал первые «хидушим», комментарии и рассуждения религиозной направленности. После обучения в ешиве «Порат-Йосеф» юный студент, которому исполнилось всего двадцать лет, был назначен судьей в религиозном суде.
В 1947-м году раввин Йосеф отправился в Египет, где на протяжении трех лет выполнял судебные функции. Раввин Шломо-Залман Ойербах тепло отзывался о молодом человеке, составлял предисловия к его галахическим сочинениям и однажды охарактеризовал р. Овадью Йосефа следующими словами: «Это один из великанов Торы, которые есть у еврейского народа в последних поколениях».
В 1973 году р. Овадья Йосеф был назначен на должность Главного сефардского раввина Израиля и издал несколько буквально революционных постановлений по поводу «соломенных вдов» — жен израильских солдат, пропавших на войне. Р. Йосеф позволил им избавиться от этого тяжелого статуса и создать новые семьи.
С р. Овадьей советовались не только рядовые евреи, но и политики, представители армейских структур. Его монументальный труд «Ябиа омер» стал настольной книгой в сотнях тысяч еврейских домов в Израиле и за его пределами.
Раввин Овадья Йосеф, да будет благословенна память о праведнике, был настоящим знатоком и носителем живой Торы. По этому поводу р. Исраэль-Меир Лау, бывший главный раввин Израиля, рассказывает следующую показательную историю. Когда р. Лау, тогда еще подросток, был освобожден из концлагеря и приехал в Эрец-Исраэль, он поступил на учебу в ешиву. Местная библиотека была крайне скудной, многих священных книг не хватало, и юный Исраэль-Меир поехал в Тель-Авив в поисках типографии, которая печатала Талмуд.
Добравшись до нужного адреса, р. Лау уселся на стул в ожидании нужного тома. На лестничной клетке напротив него стоял парень и внимательно читал книгу. Прошло несколько часов, а парень не сводил с книги глаз.
Работник типографии извинился: «У нас не обнаружилось нужного экземпляра, приходите завтра». Раввин Лау ушел, а незнакомец остался стоять у лестничной клетки. Назавтра история повторилась — будущий главный раввин пришел за недостающим томом Талмуда, а на лестничной клетке стоял всё тот же молодой человек. «Кто это?» — спросил р. Лау. Работник типографии пояснил: «Это бедный юноша сефардского происхождения, у которого нет денег на книги. Он приходит к нам и целый день читает различные религиозные сочинения».
Этим молодым человеком был раввин Овадья Йосеф, преданность которого Торе и ее заповедям не имела границ.
Похороны великого мудреца и учителя поколения начались сегодня, 7 октября (3 хешвана) в 18:00 — похоронная процессия отправится от здания иерусалимской ешивы «Порат-Йосеф» на улице Йосеф бен-Матитьягу в направлении кладбища «Санхедрия», где похоронена его жена. На данный момент по сообщению израильской полиции, в похоронах принимает участие около миллиона человек, — это крупнейшие похороны в новейшей истории Израиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.