Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Политика, Алия, Рав Александр Кац, Государство Израиль, Бриск, Ицхак Зеев Соловейчик
Раби Йосеф-Дов-Бер бар Ицхак-Зеев Алеви Соловейчик (раби Берл; ок.5675—5741 /ок.1915—1981/ гг.) — руководитель иерусалимской ешивы Бриск.
Прямой потомок р. Хаима Воложинера (см.), создавшего прославленную Воложинскую ешиву. Праправнук знаменитого руководителя Воложинской ешивы р. Нафтали-Цви-Йеуды Берлина (Нецив; см.) и правнук р. Рефаэля Шапиро (Торат Рефаэль; см.), возродившего Воложинскую ешиву после ее насильственного закрытия российскими властями. Внук р. Хаима Соловейчика (р. Хаим Брискер; см.), основателя «брискской» школы талмудического анализа.
Изучал Тору под руководством отца, р. Ицхака-Зеева Соловейчика (р. Велвел; см.), возглавлявшего общину одной из еврейских «столиц» — г. Бриска (Брест-Литовска).
В самом начале второй мировой войны вслед за отцом совершил алию и поселился в Йерушалаиме, где р. Ицхак-Зеев отец стал одним из общепризнанных духовных лидеров харедимной общины.
В 5710 /1950/ году, в возрасте тридцати пяти лет, р. Берл начал давать уроки группе учеников, сплотившейся вокруг его отца.
В 5719 /1959/ году, после смерти отца, он создал ешиву Бриск — по названию города, в котором сложилась аналитическая школа р. Хаима Соловейчика.
В конце 5720-х /1960-х/ годов, после Шестидневной войны, в ешиву прибыло множество юношей из США, и число студентов в ней возросло до двухсот (Hanoch Teller Sunset p.235; Везэ шаар ашамаим с.538).
Подобно своему отцу, р. Берл непреклонно сохранял духовную независимость и служил «моральным барометром» для харедимной общины Святой Земли. Когда многие ешивы и хедеры выразили готовность получать финансовые субсидии от израильского правительства, он попытался этому воспрепятствовать. «Как только вы начнете получать от них деньги, вы тут же станете безащитными перед их вмешательством, — объяснял он. — А ешива не может позволить себе быть объектом посторонних влияний». Ведь именно по этой причине его прапрадед Нецив предпочел, чтобы Воложинскую ешиву закрыли, но решительно отказался выполнять правительственные требования по изменению программы обучения (Hanoch Teller Sunset p.238).
В 5737 /1977/ году, когда к власти в Израиле впервые пришел блок Ликуд и депутаты от религиозной партии Агудат Исраэль присоединились к правящей коалиции, р. Берл горячо протестовал против их решения. В его системе ценностей не было места политическому союзу с вероотступниками — р. Берл с нескрываемой горечью и душевной болью смотрел на то, как политики из Агудат Исраэль, отпраздновавшие свою победу, наслаждались крупными дотациями, полученными от нового правительства, сформированного лидером Ликуда Менахемом Бегиным (там же).
Р. Берл Соловейчик умер второго адара 5741 /1981/ года.
Во главе ешивы его сменил сын и ближайший ученик р. Авраам-Йеошуа Соловейчик.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.