С 1888 года и до своей кончины рав Меир Симха Коэн был раввином города Двинска (Даугавпилс). Когда мой отец, бывший воспитанник воложинской ешивы, посещал рава Меира Симху, он обычно брал меня с собой. Рав был личностью необыкновенной, излучающей благородство и теплоту на всех, кто обращался к нему. Для меня, подростка, эти посещения были незабываемыми событиями. С равом Меиром Симхой связано одно событие, которое никогда не изгладится из моей памяти! В городе произошло чудо, и это чудо жители всецело отнесли на счёт рава.
В тот год случилось так, что в верховьях Двины неожиданно и раньше обычного времени началось таяние снега и льда, в то время как, начиная от самого Двинска и далее до Рижского залива, было ещё очень холодно. Вода, образовавшаяся в результате таяния снега, устремилась в Рижский залив, но встретила на своём пути неожиданно мощную ледяную преграду. Как следствие этого, вода начала стремительно пребывать. Бушующая река и огромные глыбы льда в ней причиняли ужасные разрушения. Многие прибрежные деревни через Двину были сметены этим потоком, а мосты разрушены до основания. Ревущая вода приступила к штурму большой дамбы, окружавшей Двинск и защищавшей его. Над городом нависла тень гибели.
Наша семья быстро упаковала всё, что можно было спасти, и мы поднялись на последний этаж дома, в котором жили. Все были охвачены великим страхом. Утром в шабат положение сделалось отчаянным. С минуты на минуту река должна была, либо выйти из берегов, либо прорвать дамбу. Мой отец не знал что предпринять: остаться с семьёй в такой опасный момент или идти в синагогу на утреннюю молитву, чтобы присоединить свой голос к голосу всей общины. Наконец, он решительно отправился в синагогу. Я присоединился к нему. В самый разгар молитвы, которая была как никогда взволнованной и то и дело прерывалась отчаянными воплями, в синагогу с криком ворвались евреи и в их устах страшная весть: ещё немного и город будет уничтожен! Рав Меир Симха, облачённый в талит, поднялся со своего места и направился в сторону дамбы. Вся община в своих субботних одеждах последовала за ним. Рав взошёл на дамбу и начала молиться о спасении города. И вдруг, в тот самый момент, когда рав стоял, углублённый в молитву, лёд неожиданно для всех треснул, льдины зашевелились, зашумели и с этим шумом двинулись к низовьям реки! Вода на глазах начала спадать! Я стоял там же на дамбе, в нескольких шагах от рава. Эта картина навеки запечатлелась в моей памяти. Тотчас по всему Двинску разлетелась молва, что рав Меир Симха Коэн сотворил чудо и спас город. Все жители города, в том числе все христиане и среди них заклятые антисемиты, ни на миг не сомневались, что чуду спасения они обязаны праведному раву Меиру Симхе. Но сам рав не усматривал в драматическом снижении уровня воды никакого чуда, и конечно же, не рассматривал себя в качестве «Святого чудотворца». Он не сотворил никакого чуда, а просто молил Б-га о милосердии! Нравственная сила этой великой личность оставила в моей душе великий след.
Помню, когда я рассказал Яакову Герцогу, заведующему канцелярией премьер-министра и сыну Главного Раввина Израиля, о том что часто бывал в доме Меира Симхи Коэна, я отчётливо увидал в его глазах стрелы зависти.
Статья по теме: «Берлин и Иерусалим»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.