«И обратишься (вернешься) ты к Господу, Б-гу твоему, и послушаешь гласа Его во всем…» (Дварим 30:2).
Многие люди испытывают в Дни трепета странное ощущение. Им кажется, что наше поведение в эти дни — не более чем игра. Человек сожалеет о дурных поступках и обещает Всевышнему вернуться на путь истинный. Но на практике уже вскоре после Йом-Кипура он возвращается на прежний путь и вновь совершает те же грехи. Разве всё это не напоминает игру?
Почему же тогда великие учителя Мусара (еврейской этики) велят нам не отчаиваться, а умножать в это время молитвы, принимать правильные решения и раскаиваться в своих неправильных действиях? Есть удивительная история, которая помогает понять это.
У Ицика был гараж, и был там работник по имени Йоси. Однажды Ицик сказал своему работнику:
— В добрый час удалось мне устроить помолвку дочери с молодым знатоком Торы, и за неделю до свадьбы мастерская будет закрыта. И тебе тоже положен недельный отпуск за мой счет.
Действительно, за неделю до свадьбы Ицик закрыл мастерскую и повесил объявление: в связи с семейным торжеством гараж не будет работать неделю — с воскресенья до следующего воскресенья.
Ицик поехал домой, лег в ванну, наполненную душистой пеной, и стал отмокать и отмываться от пятен машинного масла. Задача была не из простых, но после долгих усилий ему удалось избавиться от въевшейся черноты.
Когда настал день свадьбы, Ицик надел роскошный пиджак, купленный ради этого случая. Не забыл и галстук, и дорогие туфли и задолго до начала прибыл в зал торжеств. Теперь он стоял у входа и принимал гостей.
Вот подъехал Йоси, прошел мимо Ицика и даже не поздоровался. Отец невесты был сильно удивлен. Он спросил Йоси:
— Ты даже не поздравишь своего босса?
Йоси посмотрел на него, словно не веря своим глазам:
— Ицик! Это ты? Я думал, это кто-то другой, не узнал тебя. Ты выглядишь совершенно иначе, как будто это не ты!
Ицик ответил:
— Йоси, ты ошибаешься! Весь год это был не я, и только сейчас я вижу себя настоящего.
Так и мы весь год «испачканы» в грехах, они «въедаются» в нас, но наше истинное я открывается лишь в эти дни, Дни трепета, когда становятся видны красота, сияние и чистота каждого человека. Истинный еврей открывается перед Б-гом. (Эмуна Шлема)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.