«Судей и надсмотрщиков (шотрим [1] ) поставь себе во всех вратах твоих… чтоб судили они народ судом праведным» (Дварим 16:18).
Давайте представим себе: лучшие врачи проводят операцию на открытом сердце, чтобы спасти жизнь больному. Подготовка заняла десять часов. И вот посреди операции врач-анестезиолог сообщает, что уходит домой, поскольку профсоюз врачей, членом которого он является, объявил всеобщую забастовку.
— Но ведь через несколько минут вы должны ввести пациенту еще одну дозу наркоза, иначе он проснется под ножом хирурга! — умоляет профессор, отвечающий за операцию.
— Простите, ничего не поделаешь, мне надо идти, — отвечает врач.
Посреди боя с террористами на границе Газы солдаты объявляют, что уходят выпить кофе. Ведь наступило время ленча.
Понятно, что такой врач и такие солдаты будут сразу же уволены и сурово наказаны за халатность и безответственность.
Раби Шимшон Пинкус [2] говорит: «Мы тоже иногда ведем себя как эти люди. Через несколько недель все мы будем стоять на суде перед Царем царей над царями. На наши плечи возложена огромная ответственность. А мы ищем себе время на “забастовки” и “чашечки кофе”».
В недельной главе заповедано: «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих». В святой книге «Две Скрижали Завета» [3] сказано, что это намек — человек сам должен быть судьей и блюстителем у «врат» своих — глаз, ушей, носа и рта, чтобы они не привели его к греху. (Ма Ахавти Торатэха)
[1] Сегодня это слово означает «полицейский».
[2] Рав Шимшон-Давид Пинкус (5704-5761 / 1944-2001, США — Израиль) — один из выдающихся духовных наставников последнего поколения, знаменитый «даршан» (лектор-проповедник).
[3] «Две Скрижали Завета» — «Шней Лухот а-Брит» (сокращенно — ШЛА), книга, написанная раби Йешаей бар-Авраамом а-Леви Гурвицем (А-Шла а-Кадош, ок. 5325-5390 / ок. 1565-1630).
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?