«А теперь запишите себе эту песнь» (31:19). Автор «Книги Воспитания» (Сефер а-Хинух) написал следующее: «Нам заповедано, чтобы у каждого мужчины из народа Израиля был свиток Торы, как сказано: “А теперь запишите себе эту песнь и обучите ей сынов Израиля”, то есть напишите себе Тору, в которой есть эта песнь».
Один из принципов этой заповеди опирается на то, что люди совершают любые действия лишь в меру имеющихся у них возможностей. Поэтому Святой, благословен Он, заповедал, чтобы у каждого еврея в распоряжении был свиток Торы — чтобы он мог всегда читать его, и ему не приходилось идти за ним домой к другу. Пусть он научится трепетать перед Б-гом и узнает Его заповеди, которые драгоценнее золота. Нам заповедано, чтобы каждый из сынов Израиля постарался сделать это. Поэтому, по мнению нашего учителя Роша, в наше время, когда мы изучаем, главным образом, книги Талмуда и Алахи, приобретая их, мы выполняем эту заповедь.
Даже если предки оставили человеку в наследство святые книги, ему заповедано написать себе новые — чтобы книг среди нас становилось больше, и мы смогли бы одалживать тем, кому не хватает денег на их покупку. В этом один из важных смыслов создавать у себя библиотеку литературы Торы.
Кроме того, всегда лучше читать новые книги. Может получиться, что ветхие изношенные книги, оставшиеся от предков, станут вызывать отвращение. Поэтому важно покупать новые книги для своих детей, а не отдавать им книги их старших братьев.
Гаон раби Авраам Сасон, один из великих мудрецов Арам Цовы, жил около 160 лет назад. Он очень почитал Тору и страдал от того, что книги еврейских мудрецов в его стране оставались в рукописях, поскольку в стране не было типографии. Поэтому он переписывал их своей рукой и предпринимал путешествия в далекие места, чтобы издать их.
На своем пути он приехал в Северную Африку. В ту пору на торговых путях свирепствовали банды рабойников, отбирая деньги и товары. Они оставались верны образу жизни своего далекого предшественника, «дикого человека», у которого «рука на всех, и рука всех на нем». Напали они и на караван раби Авраама, отняли деньги и разграбили товары. Но, когда обыскали его, нашли только множество рукописей на непонятном языке. Рукописи их не заинтересовали, и они выместили на нем свою злость, избив до кровотечения.
Радости раби Авраама не было конца, когда он увидел, что рукописи остались нетронутыми. Избитый и раненый, он достиг ближайшей общины, где смог перевести дух и продолжить путь.
Но из этого случая он выучил ценный урок. Не подобает, чтобы авторам книг приходилось плавать со своими рукописями по морю, когда их труды могут утонуть в пучине, как это случилось с книгами гаона раби Хаима Коэна за двести лет до этого; или ездить по сухопутным дорогам, подвергаясь опасности заблудиться в пустыне или попасть в руки к разбойникам, как это случилось с ним самим.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.