«И прекратились звуки… и дождь уже не лился на землю» (9:33). Гаон раби Цион а-Коэн из Туниса упоминает в своей книге «Йошиа Цион» слова Гмары (Таанит 7 б): дожди прекращаются из-за греха прерывания в изучении Торы (битуль Тора). На это есть намек в нашей недельной главе: «И прекратились звуки» — когда прекращают звучать голоса изучающих Тору, «голос Яакова» в бейт-мидраше, то «дождь уже не льется на землю».
Наш учитель Хазон Иш (письма ч. 1, 3) говорил: «Учиться один час, а затем прерваться на один час — это хаос, пустота и небытие. Это все равно, что сеять, а затем смывать посеянные зерна водой.
Основа изучения — это постоянство и непрерывность. Постоянная учеба содержит в себе тайну святости, а тот, у кого учеба подобна разорванным лоскуткам, лишь собирает ветер. Следует изобретать способы для того, чтобы развить постоянство в учебе, и всегда об этом молиться».
Рав И. Л. Дискин, Сераф из Бриска, произнес речь по завершении трактата: «На первый взгляд, странно! Человек заканчивает трактат из 30 листов и устраивает праздничную трапезу. Если же он выучил сто листов из большого трактата (но еще не закончил его), то никакого праздника нет. Почему?
Дело в том, что Тора уподоблена золоту и жемчугу (Теилим 19:11, Мишлей 8:11). Золото оценивают по весу: за одну унцию — столько-то, за две — в два раза больше. А с жемчугом иначе: если жемчужина чуть-чуть крупнее, она будет стоить гораздо больше. Кроме того, даже если на золоте есть царапины, они не изменят его ценности. Но у жемчужины с царапинами и повреждениями стоимость быстро упадет.
То же самое с Торой. Есть количественная оценка: лист, два листа, час учебы, два часа. За каждое слово получают награду. Но кроме этого, важна еще и ее целостность. Непрерывный час изучения подобен сверкающей жемчужине, а целый трактат — словно гигантский бриллиант!» (Мекарван ле-Тора)
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?