«Только пусть не умножает себе коней» (17:16). Следующую историю мы слышали от раби Михла Файнштейна, рассказывавшего ее с огромным воодушевлением.
Это произошло в 1891 году, когда брат русского царя, князь Сергей, ехал в своей роскошной карете. Внезапно появилась другая карета, еще более роскошная и с еще более сильными конями, и обогнала его, заставив его карету свернуть на обочину.
Гнев князя возгорелся, и он приказал разузнать, кто едет в обогнавшей его карете. Вскоре выяснилось, что это была почтенная женщина, приказавшая своему кучеру обгонять любые другие кареты.
Когда князь спросил о происхождении этой госпожи, оказалось, что она жена известного еврейского банкира. Князю, брату царя, бывшему заклятым врагом евреев, большего и не требовалось. Он поехал прямиком в свое ведомство и подписал указ об изгнании 30 000 евреев из Москвы. Он дал им тридцать дней на то, чтобы покинуть город. Единственным условием, чтобы остаться, был переход в христианство.
Раби Михл Файнштейн с волнением рассказывал о поразительном зрелище, развернувшемся в ту пору в Москве. Хотя почти все жившие в городе евреи не соблюдали Тору и заповеди и даже нарушали шаббаты и праздники, они не согласились отказаться от своей религии. И это несмотря на то, что им пришлось продать свое имущество и предприятия, оставить свои роскошные дома, и все это — в спешке и с большими убытками.
Никто из них не сменил религию, но все выбрали, как один человек с одним сердцем, покинуть город и понести огромные потери. В тот момент Имя Творца было освящено. Когда известие об этом достигло ушей Хафец Хаима, он сказал, что московские евреи доказывают, что оскверняющие шаббат в наше время не считаются отступниками (мумарами).
Отсюда следует, что вовсе не о таких евреях говорится, что оскверняющий шаббат считается идолопоклонником. Все это приводится в книге «Хафец Хаим Хадаш» от имени «Маим Хаим» (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?