Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Йосефа зовут к постели его больного отца, когда тому исполняется 150 лет. Глаза Яакова уже не видят от старости, и он спришвает о своих внуках: «Кто это?»

«Кто это?» (48:8) Рав Азария Фиджо в книге «Бина ле-Итим» написал, что в древности люди знали, что такое очки и увеличительное стекло. Об этом и сказано: «Глаза Исраэля стали тяжелы от старости, он не мог видеть». Это кажется лишним повторением, но дело в том, что молодой человек, страдающий близорукостью, может видеть с помощью очков. Но если у кого-то глаза «стали тяжелыми от старости», и образовалась катаракта, ему уже и очки не помогают. Поэтому Иов говорит (19:27): «Мои глаза видели, а не чужие» — я видел это сам, без помощи посторонних инструментов.

Йосефа зовут к постели его больного отца, когда тому исполняется 150 лет. Глаза Яакова уже не видят от старости, и он спришвает о своих внуках: «Кто это?»

При упрощенном и приземленном взгляде как бы мы объяснили эту сцену? В чем состоял вопрос? Лучше даже не высказывать предположений, дабы не согрешить языком! Но наши святые мудрецы поняли этот вопрос так: «“И увидел Исраэль сыновей Йосефа” — он хотел благословить их, но от него отошла Шхина, поскольку от Эфраима в будущем должны произойти Йеровам и Ахав, а от Менаше — Йеху с его потомками. И спросил: “Кто это?” — откуда они происходят? Ведь они не достойны благословения!» (Раши)

Как известно, Мидраш мудрецов — это и есть глубина буквального смысла. Здесь написано: «И увидел Исраэль сыновей Йосефа», а везде, где используется имя Исраэль, речь идет о высшем состоянии Яакова. Ответ Йосефа тоже не так-то прост. Вместо очевидного ответа: «Папа, это твои внуки Эфраим и Менаше», он говорит: «Они мои сыновья» — достойные благословения не меньше, чем я. «Помолился Йосеф, и дух святой снизошел на Яакова» (Раши).

Отсюда мы выучиваем урок веры в мудрецов. Когда праведник благословляет, он смотрит на много поколений вперед — не повредит ли его благословение на каком-то этапе? Не увеличится ли из-за этого сила грешников, спустя много поколений? Но иногда мы встречаем и обратный случай. Пророк Элиша сделал горькую воду сладкой возле Иерихона, а бестолковые и буйные мальчишки погнались за ним и стали издеваться над ним: «И обернулся назад, и увидел их, и проклял их именем Б-га, и вышли два медведя из лесу, и растерзали из них сорок двух детей» (Млахим 2, 2:24). Наши мудрецы говорили (Сота 46 б): «Что он увидел? Увидел, что нет в них ни капли заповедей… ни в них, ни в их потомках до конца всех поколений» (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.