Темы: Кдошим, Оцарот, Катастрофа, Фашизм
«Когда будет жить с тобой пришелец в стране вашей» (19:33). Раби Берл Вайн однажды оказался в синагоге, где рядом с ним сидел светловолосый человек с тремя детьми, внешне похожими на него. Из разговора с ним выяснилось, что он был родом из Германии, и что его отец был офицером из элитного подразделения Гестапо. Отец никогда не рассказывал ему о своем жестоком прошлом, и сын не знал о страшных поступках, которые тот совершал против евреев. Со слов сына получалось, что об этих поступках он узнал, лишь когда его отец был схвачен, спустя уже много лет после войны, и осужден на длительное тюремное заключение.
Сын был поражен и вследствие такого страшного открытия стал интересоваться, что же представляет собой этот преследуемый еврейский народ. Спустя несколько лет, он решил посетить Израиль, и в итоге дело дошло до того, что он прошел гиюр и сам влился в еврейскую общину.
Иудаизм дал ему ответы на все вопросы. Лишь одно было непонятно ему: чем его отец заслужил такого сына, который всей душой и телом стал религиозным евреем, да еще и трех внуков, изучающих Тору?
Когда его отца выпустили из тюрьмы, сын поехал к нему и поставил перед ним этот вопрос. Он объяснил, что мы, евреи, верим, что у любого совершенного действия есть прямые и косвенные следствия в нашей жизни. Поэтому он хочет знать, какой поступок принес ему такие заслуги…
Отец посмотрел на сына, подумал над вопросом и не знал, что ответить. Но поскольку сын настаивал, бывший нацистский офицер внезапно вспомнил об одном событии.
«Когда мы собрали евреев во Франкфурте, — стал рассказывать он, — и начали вывозить их для уничтожения, я обнаружил трех еврейских детей, спрятавшихся в католическом приюте для сирот. Я хотел взять их и погрузить в машины, которые везли евреев в лагеря смерти.
Но эти дети стали плакать и умолять, чтобы я проявил милосердие. Они все плакали и плакали, и почему-то я почувствовал, что не могу устоять перед их слезами. Я пощадил их.
Они остались в приюте для сирот под видом католиков, а я при первой возможности дал им надлежащие справки, и они уехали из Германии. Так я своими руками спас трех еврейских детей. Может, это и есть ответ на твой вопрос», — закончил отец.
На это сын ответил: «Знаешь, папа, жаль, что ты не спас четверых детей. Тогда у тебя теперь было бы четверо внуков…» (Бархи Нафши)
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?