Темы: Недельная глава, Ваикра, Оцарот
«Самца без порока пусть принесет» (1:10). «А если из мелкого скота жертва его — из баранов или из коз во всесожжение — самца без порока пусть принесет». Мудрецы учат нас, что требование «непорочности» в жертвах относится лишь к скоту, но не к птицам. Если птица, к примеру, слепая, она все равно годится в качестве жертвы.
Но и здесь есть свои границы: если не хватает части тела, если отсохло крыло, отрезана нога, выколот глаз, такая жертва непригодна и не будет принята с благоволением.
Здесь и для нас содержится урок. 248 заповедей, говорят мудрецы, соответствуют 248 органам в теле. Счастлив тот, кто исполняет их в совершенстве. Тогда его духовная структура восполняется и светит во всем своем блеске.
Однако, некоторые исполняют, но не в совершенстве — например, молятся, но без сосредоточения, или совершают заповедь, но рассеянно и в спешке. У такого человека есть 248 заповедей, но многие из них «увечные». В случае с птицей (которую приносят в жертву бедняки) такое тоже сгодится, но лишь при одном условии: чтобы заповедь не теряла саму свою основу — чтобы не попала в категорию таких жертв, у которых не хватает целой части тела. Нельзя «перепрыгивать» через какую-то заповедь. Ни одного дня не должно проходить без наложения тфилин, нельзя пропускать молитву или благословение. Если хоть одной заповеди будет недоставать, то даже в качестве «жертвы бедного» такое служение уже ни на что не сгодится.
Мы должны знать, что каждое движение и каждый шаг — это целый поступок. За ходьбу от дома до синагоги получают «награду за шаги» за каждый шаг, и то же самое — с ходьбой до бейт-мидраша.
Вот что говорит раби Нахман из Бреслава: «Святой, благословен Он, радуется и получает удовольствие даже от маленького действия самого ничтожного из евреев — даже от грешников, нарушителей и преступников Израиля, до тех пор пока имя Израиля наречено на них, то есть пока у них остается вера. Всевышний получает наслаждение и прославляется от каждого мелкого движения, которое они иногда совершают в молитве или какой-то заповеди».
Более того, каждое из наших действий запечатлевается в нас во всех своих частях, и каждая часть оставляет свой собственный след.
Теперь взгляните: некто стоит в молитве, кланяется и нагибается, совершает телодвижения, а потом делает три шага назад, поворачивается направо и налево и еще раз кланяется вперед. Сколько он запечатлеет подробностей! И так день за днем и год за годом.
Гаон раби Меир Цви Берман в книге «Шаарей Ора» (ч. 2, 81) говорит о том, что слышал от своего тестя — автора книги «Ави Эзри», а тот слышал это от раби И. З. А-Леви из Бриска. Они рассказывали это каждый своему ученику, и эта цепочка тянется до самого раби Хаима из Воложина, который рассказал, что жена Виленского Гаона собирала пожертвования вместе с еще одной женщиной. Время шло, и женщины состарились. Им стало тяжело ходить. Они приободряли друг друга напоминанием о награде, которая их ожидает. Договорились, что та из них, которая умрет первой, придет ко второй во сне и расскажет, какая выпала участь и какую награду она получила за собирание пожертвований.
Подруга жены Гаона умерла первой. Она пришла к своей подруге и сказала: «Я не вправе открыть тебе, какое решение обо мне вынесено на небесном суде, но поскольку я дала тебе обещание, мне разрешили рассказать лишь об одном…
Знай же, что деньги пожертвований записаны на нас обеих, но на твоем счету записано, что ты поднимала руку и показывала пальцем».
Это означает, что ни одно движение и ни один маленький шаг не пропадает — за все нас ждет награда в будущем мире (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?