«И там испытывал его» (15:25). Все события, с которыми человек сталкивается в жизни, — это испытания. Они нацелены на то, чтобы проверить, чем он готов пожертвовать ради служения Б-гу. И счастлив тот, кто смотрит на все происходящее именно с такой точки зрения.
В предисловии к книге «Биркат Авраам» ее автор — рав Авраам Авли, глава раввинского суда во Франкфурте — рассказывает, как он справлялся со своими испытаниями.
Эта история началась в четверг перед великим шаббатом (т. е. ближайшей субботой перед Песахом). Раби Авраам еще не успел подготовить выступление перед общиной. Дела города и разные вопросы, направленные к нему в эти дни перед Песахом, не оставили ему времени для этого.
Когда время уже поджимало, он решил отправиться в свою комнату и закрыться там наедине с книгами. Однако, войдя туда, он обнаружил свою жену, которая как раз в это время занималась уборкой и мытьем помещения перед праздником.
Рав понял, что это испытание, выпавшее ему, чтобы проверить — разгневается ли он на жену и возмутится ли тем, что она так долго задерживалась с уборкой и начала ее именно в этот день. Он не сказал ни слова, лишь подошел к шкафу и взял необходимые книги. Выходя из комнаты, он поблагодарил свою супругу за старания при подготовке к празднику.
Рав отправился в маленькую городскую гостиницу. В такое время, — думал он, — там должно быть свободно.
Однако, здесь его ожидало еще одно испытание. В помещении расположилась компания, которой сразу же не приглянулся вошедший человек. Они стали шутить над ним и всячески не давали ему сосредоточиться.
Не имея иного выбора, рав решил подождать, пока все пойдут спать. Он ждал с большим терпением, и когда все заснули, зажег свечу и взялся за чтение.
Спустя некоторое время, один из той компании проснулся и заметил, что его вещи не на своих местах. Он начал их искать и внезапно заметил человека, сидящего при свете свечи. Несомненно, это вор, — подумал тот человек и бросился на рава, побил его и выбросил наружу.
Рав Авли бежал из гостиницы, куда глаза глядят, а за ним гнался его преследователь с криками «Вор, вор!»
В предисловии к книге не рассказывается, как же все-таки рав Авли приготовил свою речь, но очевидно, он это сделал… Ведь продолжение истории относится к моменту его выступления.
Большая публика собралась в синагоге Франкфурта, чтобы послушать выступление рава в великий шаббат. Среди прибывших была и та компания из гостиницы. И когда он поднялся произносить речь, они содрогнулись, видя, что человек, над которым они насмехались в гостинице, — никто иной, как главный раввин города.
Особенно оторопел тот, кто побил его, подозревая в воровстве. Теперь он, сильно смущенный, понимал, что должен извиниться как можно скорее. И сразу же решил подняться для этого на возвышение, где стоял рав, и попросить прощение у него перед всей общиной. А рав, видя, как тот приближается, был уверен, что его снова хотят бить. Он вскочил и стал уверять, что все подозрения в его адрес неоправданны, и что он не вор…
Подумать только, сколько испытаний прошел раввин города за такое короткое время! И поскольку он выдержал их и уберег себя от гнева, его имя сохранилось на следующие поколения (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?