«И пришло время Исраэля умирать» (47:29). Автор комментария «Ор а-Хаим» спрашивает: как можно сказать «И пришло время Исраэля умирать»? Ведь, как известно, «не знает человек своего срока» (Коэлет 9:12), а в Гмаре говорят (Псахим 54 б), что день смерти скрыт от всех людей. Как мог Яаков знать, что пришло время ему покинуть этот мир?
Он ответил согласно Каббале, что душа человека содержит известную сумму задач, искр святости, и в соответствии с ней ему даются дни жизни на земле. И в каждый день, когда человек исполняет заповеди и совершает добро, соответствующая искра в душе зажигается ярким светом. Если же день проходит без Торы и заповедей, искра остается тусклой, пока человек не совершит тшуву.
Поэтому сказано, что Авраам «пришел в дни» — он принес с собой всю сумму своих светящихся и сияющих дней. Так и Яаков, увидев, что все части его души светятся и сияют, понял, что настал для него час подниматься на небо — в мир награды, уготованной праведникам.
Наш праотец Яаков был совершенным человеком, образ которого запечатлен на престоле славы (см. Берешит Раба 68:12). Он представляет собой цель сотворения человека на земле. Таким должен быть человек, которого хотел создать Всевышний в мире. И вот Яаков, избранный среди отцов (Берешит Раба 76:1), готовится покинуть этот мир.
Есть ли у нас понятие о том, как великие люди готовятся к переходу из мира действий в мир награды? «Все свои дни я учился тому, как нужно умирать», — говорил рав из Пшисхи. Они сосредотачиваются на ехудим, возвышаются словно небесные ангелы и достигают невообразимых вершин: «Ибо не видел Меня человек, оставаясь в живых» — но в смерти видит! (Бемидбар Раба 14:21). Поэтому, когда Элиша увидел, как Элияу забирали на небо, он получил «вдвое больше от его духа» (Млахим 2, 2:10). Ведь и сам Элияу в тот момент поднялся на уровень вдвое больше прежнего (Мецудот Давид).
Можем ли мы представить себе, насколько дорога каждая секунда и каждая доля секунды?
В тот важный момент Яаков наставлял своих детей, благословляя их. Он говорил: «Я приобщаюсь к моему народу, похороните меня с моими предками в пещере на поле Эфрона-хетта — в пещере на поле Махпела, возле Мамре, в земле Кнаана».
Только посчитайте, сколько «лишних» слов есть в этой фразе!
Разве его сыновья не знали, что значит «похоронить с предками», чтобы добавлять «в пещере», указывая, что она «на поле Эфрона-хетта»? Ведь Яаков с сыновьями жили в Хевроне и там же похоронили Ицхака и Лею. Разве дети забыли, где захоронена их мать? Но Яаков не ограничился этим и добавил: «В пещере на поле Махпела, возле Мамре», а конце уточнил: «В земле Кнаан». Зачем так долго все расписывать, когда времени осталось мало?
Ралбаг объясняет, что Яаков хотел научить нас (и для этого вся его речь приводится в Торе), что когда мы просим нечто у ребенка, у ученика, у друга или товарища, не надо жалеть слов.
Не надо полагаться на то, что они и сами все знают, что найдут и справятся. Скажи точно, опиши и отметь. Лучше дать слишком много подробностей, чем слишком мало. Скольких досадных ситуаций можно было бы избежать, если бы все усвоили это и применяли этот принцип на практике! (Майян а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.