«И Б-г Всесильный твой предаст их в руки твои» (21:10)
Широко известны слова раби из Пшисхи: у Святой Торы есть буквальный смысл (пшат) и аллегорическое толкование (драш). Известно, что «Писание не теряет буквального смысла» (даже будучи истолковано аллегорически). Но есть главы, в которых именно истолкование представляет буквальное значение — например, начало нашей главы: «Когда ты выйдешь на войну против врагов твоих», которое мудрецы толковали, как описание войны с дурным началом. И ведь это не аллегория, а действительное значение!
Следуя их словам, можно сделать множество выводов. Однако, задержимся на начале главы: «Когда ты выйдешь на войну против врагов твоих, Б-г Всесильный твой предаст их в руки твои». Здесь содержится обещание тому, кто ведет войну с дурным началом, что в итоге он одержит победу. И это ясно прописано: благословенный Творец говорит Каину, чтобы тот не отчаивался из-за отвергнутой жертвы. Не все потеряно, «ведь если творишь добро, простится тебе; но если нет — у дверей грех лежит». Дурное начало поджидает у любых «дверей», оно выискивает любую брешь и пользуется ей. «И к тебе влечет его» — ты не замечаешь его, а оно следит за тобой. Но все же не отчаивайся: «Но ты властвуй над ним». Если пожелаешь — одолеешь его.
На чем же основывается это обещание? Ответ на этот вопрос дается в том же стихе: «Б-г Всесильный твой предаст их в руки твои». Если победа зависела бы только от тебя и твоих сил, ты бы мог сказать, что ослабел, обессилел и сдался. Но, говоря по правде, дурное начало является духовной сущностью, и его сила крайне велика. Талмуд (Кидушин 81 а) рассказывает, что благочестивому раву Амраму оно предстало в облике огненного столпа, и рав Амрам сказал ему: «Взгляни — ты столп огненный, а я — плоть и кровь, и все же я победил тебя!» Так что же действительно дает человеку силы превозмочь этот огненный столп, эту грандиозную и захватывающую духовную силу?
Ответ на это дает Талмуд: «Каждый день дурное начало обновляется, одолевает и желает умертвить человека, и если бы Б-г не помогал ему, то он не смог бы сопротивляться». И если победа достигается с помощью Небес, не столь важно, отважен ли ты (хотя в чем отвага, если не в укрощении дурного начала?) или слаб духом. Ты «выйдешь на войну против врагов твоих», делая то, что в твоих силах, а «Б-г Всесильный твой предаст их в руки твои»!
Есть лишь одно условие — «когда выйдешь на войну против врагов твоих». Необходимо действовать с рвением, ополчиться против дурного начала. Нужно сопротивляться ему и оттеснять его. Когда же начнешь действовать, удостоишься помощи Свыше и достигнешь победы. Но если будешь сидеть, сложа руки, будто кто-то сделает за тебя всю работу, и дурное начало рассеется само — будь уверен, что ничего подобного не произойдет.
В связи с чем мы говорим об этом? Идет месяц Элуль, месяц самоанализа. Нет необходимости доказывать, что есть над чем работать в нашем собственном поведении. Мы далеки от совершенства и не совсем оправдываем те щедрые задатки, которые были выделены нам в различных областях. Сожаление и исповедь — самые легкие части покаяния. Но главное — смотреть вперед, принимать на будущее обязанность совершенствоваться.
Рассказывают, что однажды, в самом разгаре чтения Слихот, Хафец Хаим ударил рукой по молитвенной стойке, дав знак общине сохранять тишину. Затем сказал: «Что мы вообще здесь делаем, рассказывая Б-гу, что мы согрешили? Ведь это и так Ему известно! Мы должны сказать это себе, признать свои грехи и обязаться начать с чистого листа!..»
Но в том-то и беда, что мы знаем себя и не уверены в своих возможностях перемениться. Мы маловеры относительно самих себя! Еще святой Ор а-Хаим писал, что, побуждая грешников раскаяться, он получал в ответ — мы-то готовы раскаяться, если пообещаешь нам, что мы сразу же умрем. Ведь мы же знаем, что, продолжая жить, мы продолжим и грешить…
Ошибка!
Может, они себя и знали и были правы в том, что они слабовольные и бессильные. Но они не помнили о помощи Свыше, которой нет границ! Все, что от нас требуется, — лишь действительно захотеть, сделать первый шаг. И если мы только выйдем на войну против врагов, то Б-г предаст их в наши руки! (Майян а-Шавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?