«А ты прикажи» (27:20). Выступает рав Галинский.
Когда возгорелся гнев Б-жий из-за греха с тельцом, Всевышний сказал Моше Рабейну: «Оставь Меня, и возгорится Мой гнев на них, и уничтожу их, а из тебя произведу великий народ» (Шмот 32:10). Но Моше ответил: «А теперь, если простишь их грех, [хорошо], а если нет — сотри меня из книги Твоей, которую Ты написал» — чтобы имя мое не упоминалось в Торе (Раши). И действительно, в главе Тецаве его имя не упоминается (Рабейну Бехайе). Ведь не зря сказано (Макот 11 а), что проклятие мудреца воплощается, даже если ему сопутствовало некоторое неисполненное условие.
Но нужно понять, в чем здесь дело. Почему имя Моше не должно упоминаться, если народу Израиля не будет прощен грех? В чем состоит связь между именем Моше и прощением греха?
Если задуматься над судьбой Моше, легко увидеть, что его путь вымощен удивительными чудесами, вся суть которых — спасение Израиля.
Еще до его рождения его сестра получила пророчество о том, что родится спаситель Израиля (Мегила 14 б). Астрологи фараона сообщили ему об этом, и он приказал бросать в воду всех младенцев (Сота 12 б). Но дочь фараона нарушила приказ отца, и произошло чудо — ее рука протянулась до корзины и спасла Моше. Он был назван «сыном Битии» (Диврей а-Ямим 1, 4:18). Но среди десяти данных ему имен его называли лишь тем, которое дала ему сама Бития — Моше: «Ибо из воды я вытащила его (мешитиу)» (Мегила 13 а).
Моше?!
Почему не назвать его «Машуй» (вытащенный)? Ведь это его достали из воды, а «Моше» означает, что он вытаскивает других!
Однако, все так и есть. Он понял, что ему не зря дали такое имя — в этом состоит его предназначение. Я был вытащен, чтобы вытаскивать других. Был спасен, чтобы спасать. Я был избран стать избавителем Израиля — вот почему со мной произошли все эти чудеса!
И потому Моше сказал: «Владыка мира, согрешил этот народ великим грехом — сделали себе золотого бога. Только чудом может этот грех быть прощен. Но в этом и состоит мое предназначение — спасти их чудом так же, как и сам я был спасен чудом. Поэтому “если простишь их грех, хорошо, а если нет — сотри меня из книги Твоей”. Я не буду достоин называться именем “Моше”, поскольку не сумел вытащить их и спасти» (Ве-игадта).
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?