«И поверили в Б-га и в Моше, служителя Его» (14:31). Тора вечна, как и все ее уроки. Каждый год в каждом поколении все евреи слушают недельные главы, чтобы учиться и извлекать их уроки. Особенно это относится к главам об исходе из Египта. Ведь нам заповедано произносить о нем каждый день утром и вечером. Мы также произносим об этом и во время кидуша вечером в шаббат, чтобы эта память не отошла от наших сердец.
Исход из Египта стал праобразом всех будущих избавлений, как материальных, так и духовных, как для всего народа, так и для каждого отдельно, вплоть до последнего избавления, которого мы ожидаем каждый день, и о котором сказано: «Как во дни исхода твоего из Египта явлю чудеса» (Миха 7:15).
Как же проходил этот процесс вызволения народа Израиля из рабства? Сначала рабство становилось все более тягостным, и сердца евреев окутал мрак. Даже когда думали, что уже начал брезжить свет избавления, наступил тяжелый удар — солому отняли и за задержку в работе стали жестоко наказывать. Горечь увеличивалась, и отчаяние росло. Разве не напоминает это наше нынешнее состояние сегодня?
И тогда было слово Б-жье к Моше, верному пастырю. Ему были переданы четыре выражения избавления и его этапы. Но вместе с тем последовало и предостережение: «И говорил Всесильный с Моше», — это была жесткая речь, качество суда. «И сказал ему: Я Б-г», — Я верен Своему обещанию, поэтому нельзя сомневаться в нем. А мы, едва лишь бремя рабства временно становится тяжелее, уже теряем веру. Не так удостаиваются избавления. Главное условие избавления — безупречная вера!
Таково условие для всего народа, и это же условие необходимо и для частного, личного избавления, которое у каждого связано с его бедами и невзгодами. Об этом условии сказано: «И поверили в Б-га и в Моше, служителя Его». Нужно прислушиваться к голосу Б-га и безусловно подчиняться Его заповедям — слушаться великих мудрецов поколения без возражений и колебаний. Лишь это нам нужно и ничего более! «Нет у нас ничего, кроме слов сына Амрама» (Раши, Шмот 14:4) — даже если на первый взгляд рабство становится тяжелее из-за этого.
Был случай с двумя учениками ешивы Мир, которых поразила болезнь, и им предстояло пройти операцию. Их учитель, гаон раби Йерухам а-Леви, сказал им: «Езжайте в такой-то город и обратитесь в больницу. Если решат, что нужна операция, убедитесь, что совершать ее будет такой-то профессор, а не другой. А по пути вам нужно заехать в Радин и попросить благословения у праведника поколения Хафец Хаима. Не уезжайте оттуда, пока не получите благословения».
Поехали эти двое и сошли на станции недалеко от Радина. Когда добрались до места, им сообщили, что из-за плохого самочувствия Хафец Хаим не принимает посетителей. Один из учеников хотел отправиться в дальнейший путь, но его друг возразил: «Рав сказал не уезжать, пока не получим благословения». Они стали напряженно ждать. Время отхода поезда приближалось, да и путь до станции был неблизким. Первый из них стал волноваться, но его товарищ не уступал. Внезапно дверь распахнулась: «Можно входить!» Они вошли и получили благословение Хафец Хаима. Им едва удалось найти телегу, ехавшую к станции, и они успели сесть на поезд в последний момент.
Приехали они в больницу и прошли обследование. Было решено, что оба нуждаются в операции. Они сказали: «Только если это сделает такой-то профессор». Но им ответили, что профессор уехал на научный симпозиум, и неизвестно, когда он вернется. Операцию нельзя откладывать, а помощник профессора разбирается в этом деле ничуть не хуже. Один из друзей согласился, а второй настоял на своем: «Рав сказал, что операцию можно проходить только у того профессора. Я последую его мнению и буду ждать, пока тот не вернется». Одного прооперировали, а другой остался ждать. Он не изменил своего мнения, даже когда сообщили, что операция у друга была успешной сверх ожидаемого. Спустя какое-то время, профессор вернулся и сделал операцию второму ученику.
Тем временем состояние первого резко ухудшилось. Все попытки ему помочь не принесли успеха, и когда его товарищ оправился, то присоединился к похоронной процессии.
Когда известия об этом дошли до ешивы Мир, рава спросили: «Разве Вы знали заранее о том, чем обернется это дело? Уж не дух ли святости открыл Вам правду?»
Но рав ответил следующее: «Секрет прост — один послушался того, что ему сказали, а второй нет…»
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?