«А Йеуду послал перед ним» (46:28). «Голод» — это такое страшное слово! А семь лет голода — ужасный страх смерти! Братья Йосефа отправились закупить еду и обнаружили, что их брат — заместитель царя, а в руках у него находятся ключи от всех амбаров с урожаем. Йосеф рассказал о них фараону, и тот явил благоволение — пригласил их к себе как царских гостей, подарил им землю Гошен. Впереди еще пять лет голода, а они обеспечены пищей в изобилии. Какое счастье и богатство! Фараон даже выслал царские телеги, чтобы помочь им переселиться и добраться: «А ты прикажи, вот что сделайте, возьмите себе из страны Египта телеги», — сказал фараон. «И дал им Йосеф телеги по слову фараона».
Но в итоге написано, что Яаков увидел телеги, которые послал Йосеф. Йосеф? Ведь это фараон их послал! Так и есть, — говорят мудрецы, — но Йеуда увидел, что на телегах фараона высечены египетские идолы, и сжег их (Берешит Раба 94).
Что это за «святая дерзость»? Ведь это был подарок фараона, особый знак уважения. А фараон был деспотичным властителем — убивал и заточал в тюрьму одним своим словом. Если уж и высечены идолы на его телегах, то даже просто отказаться принять их уже требует проявления мужества. Но сжечь их можно, лишь обладая храбростью Йеуды, царя Израиля.
А что делать, если фараон услышит и рассердится? Он даже не накажет, только запретит приезжать в Египет и закупать урожай. Что тогда делать в оставшиеся пять лет голода?
Но Йеуда не делает рассчетов. Он сжигает идолов, оказывающихся у него в руках. «А Йеуду он послал перед собой» — он был послан в Египет прежде всех, чтобы подготовить путь. Ведь в этом и состоял его путь: гордо стоять на своих принципах!
Уже о начале встречи говорится: «И подошел к нему Йеуда, и сказал: позволь, господин мой… да не возгорится гнев твой на раба твоего». Отсюда можно понять, что Йосеф говорил с ним жестко.
Странное зрелище: с одной стороны стоит заместитель правителя Египта — большой империи древнего мира. За ним великая власть на фоне голода, разразившегося в других странах. С другой стороны — Йеуда, на первый взгляд, обычный пастух из пораженной голодом страны, зависящий от милости правителя.
В Мидраше говорится: «Ибо вот цари собрались» — это Йеуда и Йосеф; «прошли (авру) вместе» — каждый исполнился гневом (эвра) на другого; «как увидели они — оцепенели, испугались, поспешно сбежали» — это их братья; «дрожь охватила их» — сказали: «Если уж цари судятся друг против друга, нам-то что делать? Приличествует царю спорить с другим царем» (Берешит Раба 93:2).
Йосеф действительно был царем, жил во дворце, окруженный прислугой. Но Йеуда — царь?! Над кем же он царствовал? В лучшем случае ему подчинялись его братья. Разве такого можно назвать царем?
Но ответ в том, что царство — это личная особенность, великодушие и внутренняя сила. Царь Шломо, даже отправленный в изгнание, «царствовал над своим посохом» (Санедрин 20 б), пока не вернулся к власти. Об этом говорится: «Кто такие цари? — мудрецы» (Гитин 62 а). В виду своих личных способностей они царствуют над самими собой! Когда Йосеф увидел Йеуду и услышал его речь, он знал, что перед ним стоит царь.
И если таковы качества вождей еврейства, пастырей Израиля в каждом поколении, значит, в этом сила самого иудаизма. Его сила исходит не от внешних регалий и власти, а его слова слышны не благодаря таланту убеждения. Его сила — в его истинности, а могущество — в его вечности. Его царство не нуждается в укреплении и признании. Иудаизм пережил всех своих врагов и недоброжелателей, и все они были поглощены бездной забвения. Но юмор истории состоит в том, что враги евреев удостоились вечной памяти только благодаря евреям, которых они преследовали, и горькому концу, который их постиг. Не будь евреев, кто вспомнил бы сегодня о фараоне и Сисре, о Невухаднецаре и Амане? Всех их унес ветер, а иудаизм остается и живет вечно (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?